— Как относиться к бытующему в церковной среде убеждению, что женщин «надо смирять»?

— Истинно церковному сознанию это не свойственно.

Смирять нужно гордыню, живущую в сердце каждого из нас. Другое дело, что женщина-христианка призвана помнить заповеди Господа, исполняя которые она обретет полноту нравственной свободы, внутренней жизни во Христе.

Напомним богодухновенное речение апостола Павла: Жены ваши в церквах да молчат… (1 Кор. 14, 34). Это значит, что женщине не благословлено председательствовать в Церкви, учить с кафедры. Ибо ей (как существу слабому, переменчивому, подверженному в большей степени искушениям лукавого духа, собственного настроения и т.д.) надлежит более слушать и слушаться, нежели поучать других… Но это не значит, что дома она не имеет «права голоса». Более того, именно дома она невозбранно может поучать присных своих, а значит, и мужа, в приличествующих обстоятельствах. Об этом говорит блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Первое послание к Тимофею святого апостола Павла (ср. 1 Тим. 2, 12). Но чем умнее женщина, тем тактичнее и деликатнее она высказывается, не столько поучая, сколько советуя: своей кротостью, тактом, мудростью располагая супруга к правильному решению.

Напомню другое речение апостола: …всяка жена молитву деющая или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою… (1 Кор. 11, 5.) По этой заповеди христианкам следует не только в храме быть с покрытой головой, но — в знак скромности, целомудрия, чистоты помыслов, молитвы праотцев — вовсе не ходить простоволосыми. Сейчас Запад уже не в состоянии воспринять эту заповедь, хотя она является евангельской. До Второй мировой войны христианки там ходили в храм в шляпках, а начиная с пятидесятых годов даже русские православные христианки на Западе не обременяют себя головными уборами…

Только у нас для женщины и поныне считается неугодной Богу дерзостью входить в церковь с непокрытой головой. Однако «ревнителям благочестия» не дозволено никого одергивать в храме, делать внушения, замечания, — за исключением случаев, когда приходится сталкиваться с проступками, нарушающими чин богослужения, с явным соблазном, который может смутить молящихся…

Думаю, лишь пастырю уместно в наше время (но непременно в духе мягкости и любви) указывать на те или иные черты во внешнем облике или поведении прихожан, которые не соответсвует православным традициям.

Рядовому христианину не следует быть церковным цензором — тем паче вышибалой.

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Просмотры (41)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели