Праведный Симеон Богоприимец

Житие

Краткое житие праведного Симеона Богоприимца

Пра­вед­ный Си­ме­он Бо­го­при­и­мец был, по сви­де­тель­ству свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, од­ним из из­бран­ни­ков Бо­жи­их, ожи­дав­ших уте­ше­ния Из­ра­иле­ва, и Дух Свя­той пре­бы­вал на нем (Лк.2:25). Ему бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га, что он не умрет до то­го вре­ме­ни, по­ка в мир не при­дет обе­щан­ный Мес­сия – Хри­стос Гос­подь.

Древ­ние ис­то­ри­ки со­об­ща­ют, что еги­пет­ский царь Пто­ло­мей II Фила­дельф (285–247 до Рож­де­ства Хри­сто­ва) по­же­лал по­пол­нить свою зна­ме­ни­тую Алек­сан­дрий­скую биб­лио­те­ку тек­ста­ми свя­щен­ных книг. Он при­гла­сил из Иеру­са­ли­ма книж­ни­ков. Си­нед­ри­он по­слал сво­их муд­ре­цов. Сре­ди 72 уче­ных, при­быв­ших в Алек­сан­дрию для пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния на гре­че­ский язык, был при­гла­шен и пра­вед­ный Си­ме­он.

Пра­вед­ный Си­ме­он пе­ре­во­дил кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии. Про­чтя в под­лин­ни­ке сло­ва «Се, Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на» (Ис.7:14), он ре­шил, что сло­во «Де­ва» здесь упо­треб­ле­но оши­боч­но, вме­сто сло­ва «Же­на», и хо­тел ис­пра­вить текст. В этот мо­мент ему явил­ся Ан­гел и удер­жал его ру­ку, го­во­ря: «Имей ве­ру на­пи­сан­ным сло­вам, ты сам убе­дишь­ся, что они ис­пол­нят­ся, ибо не вку­сишь смер­ти, до­ко­ле не уви­дишь Хри­ста Гос­по­да, Ко­то­рый ро­дит­ся от Чи­стой и Пре­не­по­роч­ной Де­вы». С то­го дня пра­вед­ный Си­ме­он стал ожи­дать при­ше­ствия Обе­то­ван­но­го Мес­сии.

И вот од­на­жды пра­вед­ный Си­ме­он, ве­до­мый Ду­хом Бо­жи­им, при­шел в Иеру­са­лим­ский храм. Это бы­ло в тот са­мый день (со­ро­ко­вой по Рож­де­стве Хри­сто­вом), ко­гда Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия и Ее Об­руч­ник Иосиф при­шли ту­да, чтобы со­вер­шить об­ряд, по­ло­жен­ный по иудей­ско­му за­ко­ну, – пред­ста­вить пред Гос­по­дом сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Пер­вен­ца и при­не­сти по­ло­жен­ную жерт­ву. Как толь­ко пра­вед­ный Си­ме­он уви­дел при­шед­ших, Дух Свя­той от­крыл ему, что Бо­гом­ла­де­нец, Ко­то­ро­го дер­жа­ла Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия, и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, Спа­си­тель ми­ра. Ста­рец при­нял на свои ру­ки Мла­ден­ца Хри­ста и про­из­нес свои про­ро­че­ские сло­ва: «Ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром, ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое, ко­то­рое Ты уго­то­вал пред ли­цем всех лю­дей. Свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву лю­дей Тво­их Из­ра­и­ля». Он бла­го­сло­вил Пре­чи­стую Де­ву и пра­вед­но­го Иоси­фа и, об­ра­ща­ясь к Бо­го­ро­ди­це, ска­зал: «Се, ле­жит Сей на па­де­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Из­ра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Те­бе Са­мой ору­жие прой­дет ду­шу, – да от­кро­ют­ся по­мыш­ле­ния мно­гих сер­дец» (Лк.2:22-35).

Да­лее свя­той еван­ге­лист по­вест­ву­ет: «Тут бы­ла так­же Ан­на про­ро­чи­ца, дочь Фа­ну­и­ло­ва, от ко­ле­на Аси­ро­ва, до­стиг­шая глу­бо­кой ста­ро­сти, про­жив с му­жем от дев­ства сво­е­го семь лет, вдо­ва лет вось­ми­де­ся­ти че­ты­рех, ко­то­рая не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вою слу­жа Бо­гу день и ночь. И она в то вре­мя, по­дой­дя, сла­ви­ла Гос­по­да и про­ро­че­ство­ва­ла о Нем всем, ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме» (Лк.2:36-38).

О свя­том и пра­вед­ном Си­меоне Бо­го­при­им­це из­вест­но, что он скон­чал­ся, про­жив 360 лет. В VI ве­ке свя­тые мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1200 го­ду его гроб ви­дел рус­ский па­лом­ник свя­ти­тель Ан­то­ний, бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский (1212–1220; † 1232; па­мять 8 ок­тяб­ря).

Полное житие праведного Симеона Богоприимца

По сви­де­тель­ству Бо­же­ствен­но­го Еван­ге­лия, ста­рец Си­ме­он был че­ло­век пра­вед­ный и бла­го­че­сти­вый, ожи­дав­ший уте­ше­ния Из­ра­иле­ва, и Дух Свя­тый пре­бы­вал на нем. Ему бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га о при­бли­жа­ю­щем­ся при­ше­ствии в мир ис­тин­но­го Мес­сии (Лк.2:2). Древ­ние ис­то­ри­ки о по­лу­че­нии Си­мео­ном это­го из­ве­ще­ния по­вест­ву­ют так. По по­ве­ле­нию еги­пет­ско­го ца­ря Пто­ло­мея был пред­при­нят пе­ре­вод за­ко­на Мо­и­се­е­ва и книг про­ро­че­ских с ев­рей­ско­го язы­ка на гре­че­ский. Для это­го де­ла из­бра­ны бы­ли из все­го ев­рей­ско­го на­ро­да семь­де­сят уче­ней­ших му­жей[1]. В чис­ле их был и Си­ме­он, как че­ло­век муд­рый и хо­ро­шо зна­ю­щий Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние. Пе­ре­во­дя кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии, Си­ме­он до­шел до слов «се, Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на» (Ис.7:14). Чи­тая их, он усо­мнил­ся, ду­мая, что невоз­мож­но, чтобы же­на, не име­ю­щая му­жа, мог­ла ро­дить. Си­ме­он взял уже нож и хо­тел вы­чи­стить эти сло­ва в книж­ном свит­ке и из­ме­нить сло­во «де­ва» на сло­во «же­на». Но в это вре­мя явил­ся ему Ан­гел Гос­по­день и, удер­жав за ру­ку, ска­зал: «Имей ве­ру на­пи­сан­ным сло­вам, и сам уви­дишь ис­пол­не­ние их, ибо ты не уви­дишь смер­ти, преж­де чем не узришь име­ю­ще­го ро­дить­ся от чи­стой Де­вы Хри­ста Гос­по­да».

Уве­ро­вав в Ан­гель­ские и про­ро­че­ские сло­ва, Си­ме­он с нетер­пе­ни­ем ожи­дал при­ше­ствия в мир Хри­ста. Он про­во­дил пра­вед­ную и непо­роч­ную жизнь, укло­ня­ясь от вся­ко­го зла и пре­бы­вая непре­стан­но в хра­ме Бо­жи­ем. Там Си­ме­он мо­лил­ся Бо­гу, да по­ми­лу­ет Он мир Свой и из­ба­вит лю­дей от все­лу­ка­во­го диа­во­ла.

Ко­гда Гос­подь наш Иисус Хри­стос по ис­те­че­нии со­ро­ка дней по рож­де­стве Сво­ем был при­не­сен ру­ка­ми Пре­чи­стой Сво­ей Ма­те­ри, по за­кон­но­му обы­чаю (Исх.13:2), в храм, в это вре­мя при­шел ту­да же и пра­вед­ный Си­ме­он, во­ди­мый Ду­хом Бо­жи­им. Уви­дев Пред­веч­но­го Мла­ден­ца и ро­див­шую Его Пре­не­по­роч­ную Де­ву, он по­знал, что Сей есть обе­щан­ный Мес­сия, и Сия есть Де­ва, над Ко­то­рой долж­но бы­ло ис­пол­нить­ся и ис­пол­ни­лось про­ро­че­ство Ис­а­и­и­но. Ви­дя Ее осе­нен­ной Небес­ным све­том и си­я­ю­щей Бо­же­ствен­ны­ми лу­ча­ми, Си­ме­он со стра­хом и ра­до­стью при­сту­пил к Ней, при­нял Бо­гом­ла­ден­ца[2] на ру­ки и про­из­нес: «Ныне от­пус­ка­ешь ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по сло­ву тво­е­му, с ми­ром, ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое, ко­то­рое Ты уго­то­вил пред ли­цом всех на­ро­дов, свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву на­ро­да Тво­е­го Из­ра­и­ля» (Лк.2:29-32)[3].

По­сле се­го он про­ро­че­ство­вал о стра­да­ни­ях Хри­сто­вых и о рас­пя­тии Его, а так­же и о Бо­го­ро­ди­це, что ду­шу ее прон­зит ору­жие пе­ча­ли и скор­би, ко­гда Она уви­дит Сы­на Сво­е­го ви­ся­щим на кре­сте (Лк.2:34-35).

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, Си­ме­он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду[4]. О нем пи­шут, что он про­жил все­го три­ста шесть­де­сят лет, ибо Бо­гу угод­но бы­ло про­длить жизнь свя­то­го стар­ца, дабы он мог до­жить до ожи­да­е­мо­го во все ве­ка во­жде­лен­но­го го­да, ко­гда ро­дил­ся от Де­вы Без­лет­ный Сын, Ко­то­ро­му сла­ва во ве­ки, аминь[5].

То­му, кто про­из­нес сло­ва «Ныне от­пу­ща­е­ши…», Гос­подь да­ро­вал бла­го­дать от­пус­кать на сво­бо­ду на­хо­дя­щих­ся в за­то­че­нии. Пра­вед­но­му Си­мео­ну мо­лят­ся о за­клю­чен­ных.
При­ме­ча­ния

[1] Пто­ло­мей II, Фила­дельф, сын и пре­ем­ник Пто­ло­мея Ла­га (285–247 гг. до Р. Х.), был од­ним из ве­ли­чай­ших го­су­да­рей Еги­пет­ских. Он осо­бен­но из­ве­стен про­све­щен­ной лю­бо­вью к на­у­кам. Его ста­ра­ни­ем ос­но­ва­на Алек­сан­дрий­ская биб­лио­те­ка. Же­лая при­со­еди­нить к сво­им вла­де­ни­ям Си­рию, он по­ко­рил сво­ей вла­сти и ле­жа­щую на пу­ти к Си­рии Иудею. По­сле за­ня­тия им Иеру­са­ли­ма мно­гие ты­ся­чи иуде­ев из Иеру­са­ли­ма и его окрест­но­стей, рав­но как и из Са­ма­рии, от­ве­де­ны бы­ли плен­ни­ка­ми в Еги­пет; но так как царь ми­ло­сти­во от­но­сил­ся к иуде­ям и дал им да­же рав­ные пра­ва с ма­ке­до­ня­на­ми в Алек­сан­дрии, то мно­гие иудеи доб­ро­воль­но пе­ре­се­ли­лись в эту стра­ну. Услы­шав, что за­кон иудей­ский по­лу­чил свое на­ча­ло от Бо­га и со­дер­жит в се­бе вы­со­чай­шую пре­муд­рость и са­мые свя­тые за­по­ве­ди, царь по­же­лал иметь его в гре­че­ском пе­ре­во­де. Этим пе­ре­во­дом он хо­тел по­пол­нить свою бо­га­тую биб­лио­те­ку в Алек­сан­дрии, а мо­жет быть, хо­тел ока­зать услу­гу и иуде­ям, из ко­то­рых мно­гие от дол­говре­мен­но­го пре­бы­ва­ния в Алек­сан­дрии ста­ли за­бы­вать свой при­род­ный язык. В Иеру­са­ли­ме бы­ло от­прав­ле­но по­соль­ство с бо­га­ты­ми да­ра­ми для хра­ма. В пись­ме к пер­во­свя­щен­ни­ку царь пи­сал, чтобы он при­слал ему стар­цев, опыт­ных в зна­нии оте­че­ствен­но­го за­ко­на, ко­то­рые бы мог­ли ис­прав­но пе­ре­ве­сти его на гре­че­ский язык. В это вре­мя пер­во­свя­щен­ни­ком был внук Адуя, Эле­азар. Он вы­брал из 12 ко­лен Из­ра­иле­вых по шесть стар­цев и, вру­чив им са­мый ис­прав­ный спи­сок свя­щен­ных книг, на­чер­тан­ный зо­ло­ты­ми бук­ва­ми на са­мом тон­ком пер­га­мен­те, от­пра­вил их в Алек­сан­дрию. Здесь они бы­ли при­ня­ты весь­ма бла­го­склон­но Им от­ве­ли дом на ост­ро­ве Фа­ро­се, где они и за­ни­ма­лись пе­ре­во­дом каж­дый день до де­вя­то­го ча­са, или до трех по­по­лу­дни. Пе­ре­вод был окон­чен в семь­де­сят дней, про­чи­тан в при­сут­ствии алек­сан­дрий­ских иуде­ев и одоб­рен ими. Этот са­мый пе­ре­вод свя­щен­ных книг и на­зы­ва­ет­ся «пе­ре­во­дом се­ми­де­ся­ти (или, точ­нее, 72-х) тол­ков­ни­ков», или пе­ре­вод­чи­ков; он и до­се­ле упо­треб­ля­ет­ся в Пра­во­слав­ной Во­сточ­ной церк­ви, и с него-то сде­лан наш сла­вян­ский пе­ре­вод Вет­хо­го За­ве­та.

[2] По­это­му свя­той Си­ме­он и на­зы­ва­ет­ся Бо­го­при­им­цем.

[3] Пред­смерт­ная мо­лит­ва свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца: ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко – каж­до­днев­но по­вто­ря­ет­ся в хра­ме на ве­чер­нем бо­го­слу­же­нии, чтобы ве­чер каж­до­го дня на­по­ми­нал каж­до­му ве­ру­ю­ще­му о ве­че­ре его жиз­ни, т.е. име­ю­щей по­стиг­нуть его смер­ти. Свя­той ста­рец Си­ме­он, раз­ре­ша­ясь от уз пло­ти, с ра­до­стью пе­ре­хо­дил в дру­гой мир, ко­гда при­нял в стар­че­ские объ­я­тия свои Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, Спа­си­те­ля ми­ра. Так вся­кий ве­ру­ю­щий в пред­смерт­ные ми­ну­ты, пре­ис­кренне при­ча­стив­шись в Свя­тых Да­рах Те­лу и Кро­ви Хри­сто­вой, с ра­до­стью остав­ля­ет сей мно­го­мя­теж­ный и су­ет­ный мир.

[4] Свя­тые мо­щи Си­мео­на Бо­го­при­им­ца бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль при им­пе­ра­то­ре Иустине Млад­шем (565–578 гг.) и по­ло­же­ны там при Хал­ко­пра­тий­ском хра­ме в при­де­ле св. Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, по­стро­ен­ном этим им­пе­ра­то­ром. Гроб свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца ви­дел здесь и наш рус­ский па­лом­ник XII ве­ка ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Ан­то­ний.

[5] О свя­том Си­меоне, при­няв­шем на ру­ки свои при­не­сен­но­го в храм Мла­ден­ца Иису­са и бла­го­сло­вив­шем Ма­рию Бо­го­ро­ди­цу и Иоси­фа, мно­гие ду­ма­ют, что он был свя­щен­ни­ком при хра­ме Иеру­са­лим­ском, как и За­ха­рия, ра­нее при­ни­мав­ший вво­ди­мую в храм мла­ден­ца Ма­рию, имев­шую быть Ма­те­рью Иису­са. Так го­во­рят об этом: свя­той Афа­на­сий Ве­ли­кий – в кни­ге об об­щем есте­стве От­ца и Сы­на; свя­той Ки­рилл Иеру­са­лим­ский – в сло­ве о Сре­те­нии Гос­под­нем; свя­той Епи­фа­ний – в уче­нии об от­цах Вет­хо­го За­ве­та и дру­гие. Еван­ге­лие не го­во­рит, к ка­ко­му зва­нию при­над­ле­жал пра­вед­ный Си­ме­он, но в пес­но­пе­ни­ях св. Церк­ви он на­зы­ва­ет­ся «свя­щен­ни­ком», «свя­ти­те­лем», «свя­щен­но­де­те­лем», «при­но­сив­шим за­кон­ные жерт­вы» и «очи­щав­шим кров­ны­ми жерт­ва­ми лю­ди Из­ра­иле­вы». Са­ми дей­ствия св. Си­мео­на при Сре­те­нии Гос­по­да (Лк.2:23-37) так­же по­ка­зы­ва­ют, что он был свя­щен­ни­ком.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (1599)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели