Пятница первой седмицы Великого поста. Освящение колива

На первой седмице, в пятницу, в Великий Пост совершается определенный чин благословения колива и молебный канон святому Феодору Тирону.
Освящение колива совершается по следующему случаю. По кончине святого равноапостольного Константина Великого, Римская Империя через несколько кратких преемств, досталась одному из его сродников — Юлиану. Как святой Константин был избранным сосудом благодати, так несчастный Юлиан оказался явным сосудом погибели и отвержения. Одним из первых действий его темного царствования было то, что он отверг Христа и Евангелие, и обратился к языческим идолам.
Явного гонения на христиан он не поднимал, не по жалости к ним, а по уверенности в безуспешности христианства. И вместо открытого преследования началось гонение тайное, злохитрое. Богоотступник то низводил христиан с честей и достоинств, якобы противных их смирению. То лишал их достояния и имущества, якобы, несовместимых с нищетой. То запрещал им учиться наукам под предлогом, что все нужное для христиан содержится в Евангелии. То вызывал из заточения еретиков, дабы их кознями смутить Церковь Христову.
Действительно, человек, находящийся в заблуждении атеистическом страшен, когда в его руках оказывается власть. Но когда у власти оказывается богоотступник, когда он знает веру, знает Евангелие, и отвергает это сознательно – это еще страшнее. Господь сказал: «Всякий грех и хула простится человеку, хула даже на Сына Человеческого», на Иисуса Христа, потому что Христос пришел на Землю в образе раба, Он сокрыл Свое Божество под образом человеческим. И многие этим смутились: и еллены, и иудеи. Они не понимали: как это Бог может быть человеком? Собственно, за что Христа и распяли, вменив Ему в вину этот смертный приговор: «Он делает Себя Сыном Божьим».
Простится хула на Сына Человеческого, а на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем. Хула на Святого Духа, сознательное отвержение Евангелия, неприятия знания, что это – откровение Божье, и сопротивление ему.
Между этими злохитрыми средствами Юлиан умыслил следующее. Наступала Святая Четыредесятница. Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, богоотступник призывает градоправителя константинопольского и велит ему тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохиитайно.
Никто не знал его замысла, потому многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы, но Тот, Кто яко зеницу ока хранит души просты и смиренны, и всегда посрамляет премудрых в коварстве их, не дал и теперь свершиться вражьему умыслу. Среди ночи, но не во сне, является тогдашнему епископу Константинопольскому некий святозарный воин и говорит, чтобы он немедля собрал духовное стадо свое, и дал ему знать об угрожающей опасности, с повелением не покупать в следующие дни ничего, что будет выставлено на торжище. «Чем же пропитаться нам в эти дни, накормить столько людей? — вопросил святитель – ибо у многих ничего нет в доме». «Коливом или вареной пшеницей — ответствовал явившийся». «Кто же ты? – вопросил Патриарх. «Христов мученик Феодор» — ответил явившийся. Святитель немедленно исполнил повеленное свыше, и христиане Константинополя сохранились от осквернения.
Святой Феодор был тот подвижник Христов, который, будучи воином, за много лет до этого времени в царствование злочестивого Максимилиана претерпел за Христа множество ужасных мук, и тем, после мученической своей смерти, заслужил в Церкви Христовой имя великомученика.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (53)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели