ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В одной Церкви – в нашей православной Церкви – из глубины душ, уязвленных одиночеством и тоской, вырвались слова, вырвался крик, молитва к Богу-Утешителю: “Прииди и вселися в ны!” И в той же самой Церкви – в нашей православной Церкви – из глубины души, уязвлённой сокрушительным страхом и сознанием собственного глубокого недостоинства выкрикнуты были другие слова: “Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (Лк.5,8.).

Вот так уже две тысячи лет мы, христиане, то взыскуем Бога, то бежим от Него. Так вера в наших душах сменяется предательством. Так с давних времён и поныне, всё в той же самой Церкви, всё те же самые люди, мы, христиане, то с радостью кричим “осанна”, то с яростью – “распни Его!” И наш Бог видит и знает это. Он знал это тогда, в Иерусалиме, Он знает это и сейчас. Он знал, что ждёт великий город, и потому – плакал. “И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём…”(Лк.19,41.) Плачет Он и сейчас, зная, что ожидает весь мир. Господь наш плачет о нас с вами, и эти слёзы Христовы – горький укор нам всем и одновременно, как это ни удивительно, эти же слёзы нашего Бога –знак надежды. Ведь только вчера Господь плакал об умершем Лазаре, и вот – Лазарь жив! Значит, и у нас есть надежда на жизнь; значит, и для нас не всё потеряно.

Только, ликуя и радуясь, нельзя забывать о том, зачем наш Бог и Спаситель идёт в Иерусалим. Весь ужас события, которое мы празднуем сегодня, заключается в том, что никто из стоящих вдоль этого недолгого пути не знает, не догадывается, что ослёнок везёт Сына Божия на Голгофу. На смерть.

Вспомните, неделю назад мы читали евангельский рассказ о том, как Христос ещё только начал Свой путь к Иерусалиму из-за Иордана, сделал ещё только первые шаги ко Кресту в окружении своих преданных учеников и друзей, и вот самые близкие из них, те, кого Он брал с собой на Фавор, кто был посвящён в самые сокровенные тайны, Иаков и Иоанн, после прямых слов Спасителя о том, что предадут Его на смерть, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, – просят Его, как мы бы сказали теперь, “о тёплых местечках”: “Дай нам сесть одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей!” Господь же ещё раз говорит ученикам о Своей смерти и о том, что только этим – только страданием, только Крестом – Он может поделиться с ними.

Люди с пальмовыми ветвями в руках там, у стен Иерусалима, и мы, стоящие в этом храме с ветками вербы, которые заменяют нам пальмовые ветви, чего мы все – и они, и мы – ждём от Господа Иисуса, чего мы просим у Него в момент, когда начинается Его скорбный путь на Крест? Я знаю, чего просят у Христа те толпы иерусалимских граждан и каждый из стоящих здесь. Знаю, потому что и сам прошу только этого: здоровья, счастья, благополучия, тихой безмятежной жизни. “Тёплого местечка”, попросту говоря. И совершенно неважно, в какие конкретные формы воплощаются эти всеобщие просьбы. Чего хотели граждане иерусалимские? Свободы от римских оккупантов, религиозной и национальной свободы, да, и хлеба, да, и жизни для себя и детей своих. И эти желания не были незаконны. Точно так же как вполне законны и наши молитвенные просьбы к Богу и Спасителю нашему о здоровье, благополучии и счастье. Беда лишь в том, что никто из вопивших “осанна” не понял, что для того, чтобы воскреснуть для новой жизни, чтобы восстать из порабощения римским ли оккупантам, или просто греховным страстям, нужно “подвизаться до крови”, нужно умереть за свободу, нужно сораспяться со Христом. Нужно пить Чашу, которую Он пьёт.

Ничего этого граждане иерусалимские не знали, да и не хотели знать. И вот не прошло и пяти дней, как те же, кто восторженно кричал “осанна”, яростно завопили: “Распни Его!”

Нам нельзя забыть об этой страшной ошибке. Нам, стоящим с вербами в руках и тем самым свидетельствующим, что мы так же, как и они, встречаем Христа, нужно удержаться от их заблуждения. Нам нужно понять, что нашими грехами, нашей холодностью, нашим спокойным равнодушием Христос распинается вновь и вновь. Нам нужно понять, что теперь уже мы, а не давно умершие жители знойной Палестины, ждём от Господа “тёплого местечка”, тогда как Он призывает нас к доверию и сораспятию. Если мы этого не поймём и не отдадим Ему доверчиво своё сердце, свою жизнь, свою судьбу, не ужасаясь ничему из того, что нам предстоит, – не исключено, что и мы завопим очень скоро: “Распни Его!”

Ведь для того, чтобы так согрешить, совсем не обязательно призывать к распятию. Достаточно просто забыть о нём и жить так, как будто не было в истории страшной казни на Голгофе, жить, как живут миллионы людей, даже не утруждая себя вопросом: “Чего Бог хочет от меня?”

Весь Великий пост Церковь пыталась пробудить в нас покаянное чувство. Если попробовать в кратких словах определить, что это такое, то очевидно, что это понимание того, что Распятие – наших рук дело. Распятие стало возможным потому, что рос и умножался грех в каждом из людей. И точно так же он растёт и умножается в нас – бесстыдством, ленью, жадностью, ненавистью.

И вот на пороге Страстных дней, когда начинается восхождение Бога нашего на Крест, мы должны с последней ясностью осознать, что это – дело наших рук. Грех и смерть – дело наших рук. Да, мы виноваты в слезах Христовых. Но не забудем при этом, что этими слезами, этой любовью, этой жалостью к человеку четверодневный Лазарь воскрес из мёртвых. Этими слезами и мы восстанем от греха. Этими слезами и мир спасён будет. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

Просмотры (16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели