АРТОС

В Субботу Светлой седмицы в православных храмах происходит торжественное благословение и раздача верующим артоса. Подобно тому, как члены единой Православной Церкви в светлый праздник вкушают пасхи в своих домах, так в продолжение светлой седмицы в доме Божием предлежит единый освященный хлеб — артос. В переводе с греческого άρτος означает «квасной хлеб», а по Церковному Уставу — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора (ударение на первом слоге) всецелая. Артос можно уподобить ветхозаветным опреснокам, которые древний Израиль, избавленный от рабства египетского, вкушал в дни пасхальной седмицы. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В 40-й день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. С артосом соединяется еще одно древнее церковное предание. Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Богородицы в напоминание о постоянном общении с ней, а после трапезы делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Богоматери. В приходских храмах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи в конце литургии.

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Это место положение святого хлеба зрительно напоминает молящимся о присутствии посреди нас Христа и о Его Воскресении. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом совершается крестный ход вокруг храма. Его торжественно несут вслед за хоругвями.

В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, в которой он просит, «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились». Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа, и при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, вкушаются вместо антидора, натощак. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Верующие должны вкушать артос с благоговением как святыню, но не следует вкушению его придавать значение приобщения Святых Таин: христианин должен знать и помнить, что никакая святыня не может заменить пречистого тела и крови Господа нашего Иисуса Христа.

В субботу Светлой седмицы, впервые после семи дней Пасхи, Царские врата в храмах закрываются. Обычно это происходит за 15 минут до начала воскресного всенощного бдения (по уставу перед 9-м часом) при торжественном пении стихир Пасхи. С этого дня возобновляется обычное чтение молитв и псалмов в храме. Дома же пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило.

Светлая Седмица венчается — Фоминой Неделей. Это первое воскресение после Пасхи, и оно является как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого — «вместо Пасхи»). Восемь дней празднования Христова Воскресения являются ка бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Тем не менее Пасха празднуется еще 32 дня вплоть до Вознесения Господня, правда, уже с меньшей торжественностью. Верующие продолжают приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе». Земные поклоны отменяются до Троицы.

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

 

Просмотры (50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели