ПРО БЛАГОДАРНОСТЬ

«Мне кажется, если человека поблагодарить, тогда у тебя любовь к нему возрастёт». Очень просто, ясно и мудро, правда? Но это говорит не философ, не поэт – это просто подросток Рома, с которым мы беседовали несколько раз в клубе «Пилигримия», что при Патриаршем центре духовного развития детей и молодёжи.

Эта фраза родилась после участия в тематической программе клуба «Про благодарность». Подростки 9-17 лет обсуждали благодарность, рисовали (рисовали все то, что представляется, когда думаешь об этом чувстве), анализировали свои рисунки. Они придумывали и задавали вопросы на темы: почему мы боимся благодарить, что представляет собой благодарность, обязанность или право (дискуссии были живыми и не утихали даже во время обеда). Участники даже составляли живую скульптуру, которая бы символизировала такое сложное чувство. «Пилигримия» специализируется на таких проблемных и актуальных вопросах. Хотя может ли вообще благодарность быть актуальной в современной жизни подростков? Нам бы сейчас научиться хотя бы не вредить ближнему, а тут благодарность, которая то ли часть повседневности, то ли настолько сложная область, что лучше за нее и не браться. Но попробовать-то можно?

О благодарности я никогда ни с кем серьезно не разговаривала, не рассуждали о ней толком и герои моего интервью: многие мысли приходили в течение тех семи дней, пока шла программа, пока записывались наши беседы. Поначалу, правда, благодарность вообще обходили стороной: разговор наш заваливался в сторону «за жизнь», вспоминали какие-то другие программы, общие впечатления. Сошлись только на том, что почти все темы интересны и важны, а благодарность как раз одна из них. Кстати, разговаривала я с Настей и Ромой, которым на тот момент было 16 лет, самый что ни на есть подростковый возраст. Настя первое время все рассказывала, как ей скучно, что и сейчас тема скучная, интересно будет только при более глубоком погружении, а Рома вообще изначально ехал ради общения, а не рассуждений о благодарности, хотя под конец разговора все же сказал: «Сейчас уже появился интерес к программе. Я уже надеюсь на что-то глобальное, оно, в принципе, и начинается. Мы начинаем опять плавно переходить на ту тему, которая меня интересует. Именно отношения с Богом, мировоззренческое отношение к благодарности».

Но со второй беседы дело пошло лучше, чувствовалось влияние программы. Чисто практический подход приносил свои плоды: стоило ребятам описать своих благодетелей, начать рисовать образ благодарности, как тут же о ней стало возможно говорить. Настя все ещё склонялась в сторону «скучно», но отношение к теме обозначила: «Пока никакие мои представления о благодарности не поменялись. Пока она никакая. Просто сейчас идёт работа над другим, сейчас больше про Бога перед исповедью и причастием. А вот когда пойдёт работа индивидуально с каждым, это будет долго, занудно, но это действительно надо. Пока во мне некая благодарность просто есть и все. Я стараюсь благодарить, она просто есть. А когда начнётся индивидуальная работа, она как-то обозначится». Ну а рассуждение Ромы может стать эссе о том, как важна для подростков тема благодарности: «Да, после всех дискуссий у меня поменялось отношение к благодарности. Благодарность теперь воспринимается по-новому, наверное, глубже стал её чувствовать. Для меня благодарность – это один из способов выражения и порождения любви к кому-либо. Мне кажется, если человека поблагодарить, тогда у тебя любовь к нему возрастёт. Ты тогда собственную любовь ко всем людям и к Богу поднимаешь, “кормишь”». Я сама участвовала во всех упражнениях, нацеленных на освоение темы, и могу сказать, что именно они дали возможность в тему погрузиться, осознать благодарность не как что-то абстрактное, а как вполне применимую в повседневной жизни вещь.

Дальше – больше. На третьей беседе разговор о благодарности был почти родной и знакомой стихией. Настя дождалась той самой глубокой индивидуальной работы и познакомилась со своим восприятием благодарности: «Я хочу делать добрые дела. Когда ты даришь добро, становится больше добра в мире, то есть и благодарность увеличивается. Сейчас вот позвоню бабушке с дедушкой по скайпу, потом я собираюсь с первой учительницей встретиться или позвонить ей. Изначально моя благодарность не была связана с моими личными добрыми делами, а теперь связана». Очень короткий и с виду простой вывод, но ёмкий и правильный, как мне кажется. У Ромы все не менее серьезно: «К концу программы восприятие благодарности полностью, конечно, не поменялось, потому что чувство оно и есть чувство, но я её лучше понимать стал. Я её раньше воспринимал так: появилась – очень приятно, ну и до свидания, а теперь она для меня уже имеет какую-то определённость. Вот, допустим, буду я благодарить свою учительницу: сперва у меня возникнет чувство страха, потом это чувство благодарности. потом чувство счастья и спокойствия. По сути, такая последовательность и останется, Самое ужасное – чувство страха, которое будет сначала, из-за него многие не благодарят. А я теперь знаю и предвижу этот алгоритм. Даже если я понимаю, что мне будет страшно, страх неизбежен, но зато потом будут благодарность, счастье и спокойствие».

Я тихо радовалась. Мои страхи по поводу того, что мы так ни к чему и не придём, будем ходить вокруг да около, не оправдались. Стоило чуть глубже погрузиться в тему, и посыпались открытия с выводами. Конечно, если бы нам читали лекцию о пользе благодарности и её роли в жизни христианина, такого бы не было, потому что этими лекциями можно только сильнее запутать, запугать, но уж точно не дать инструмент для исследования себя и своих личных отношений с этим чувством.

У человека в 16 лет примерно такой же набор чувств, как и у обычного взрослого. Но эти чувства самым естественным образом зависят от характера, в 16 лет зависят особенно сильно, поэтому и нельзя читать для этих совершенно разных характеров одну общую лекцию. Конечно, это проще, но эффекта нет, есть только дальнейшие сетования на тему неблагодарного поколения. А ведь можно приложить немного усилий и заинтересовать, предложить эту благодарность описать/нарисовать/слепить, да что угодно, лишь бы идентифицировать её, дать возможность увидеть то, над чем нужно работать. А там уж сиди и записывай те самые простые и глубокие мысли, рождённые в результате знакомства с собой.

Полина Кулькова

Просмотры (55)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели