О формальном покаянии

Один из самых распространенных недостатков, которому, к сожалению, в той или иной мере подвержены все, в том числе и люди со здоровой совестью, — это формальное покаяние .

Что это означает?

Возьмем самый распространенный случай: перед нами сознательный, верующий член Церкви, регулярно посещающий богослужения, исповедующийся каждый пост, каждый месяц или даже каждую неделю. Его исповедь не содержит признания в каких-то особых грехах, которые пророк Исайя называет “багряными”, скорее они, так сказать, обыденного, “серенького” цвета.

Но из этого не следует, что отношение к этим грехам должно быть обыденным. Ибо глубокое, истинное покаяние —это не одно и то же очистительное действие, совершаемое время от времени. Неподвижность в духовной жизни как бы начинает мстить за себя .

Преодолевая сопротивление нашей падшей природы или же врага нашего спасения, мы должны хоть на самое малое, почти невидимое, расстояние, но всегда продвигаться вперед, от исповеди к исповеди. А иначе волны, которые противостоят нам, отнесут нас назад.

Пусть мы прочли все положенные молитвы и не обидели ближнего, но не подкралась ли к нам незаметно гордость, откуда и не ждем? Покаялись в гордости, не нарушили поста, испытали даже молитвенные восторги, но не окаменело ли наше сердце к людям, с которыми случайно или не случайно сводит нас жизнь?

Последнее искушение очень часто настигает людей вполне церковных и настигает как раз в храме за молитвой. Разве, не случалось нам видеть, как на людных праздничных богослужениях иные прихожане безцеремонно расталкивают других, чтобы послушать проповедь о любви к ближнему?

Конечно, искушения могут быть и не столь очевидны. Человек может искренне проверять себя в отношении тех или иных грехов и всегда “не быть грешным”, то есть не ощущать того греха, который стоит как бы по ту сторону поступков, осуждаемых Церковью.

Но кроме поступков, есть еще слова, которые также могут быть греховными. Кроме слов, есть еще помыслы, которые как раз более всего выражают собой суть человека.

Наряду с формализмом, который можно считать одним из испытанных и лукавых проявлений человеческого духа, иногда приходится сталкиваться и с иным проявлением лукавства (чаще всего неосознанного).

На исповедь приходят порой исповедники (или скорее исповедницы), для которых Покаяние , по сути , не столько Таинство, сколько еще одна возможность пространно и с аппетитом поговорить о себе .

Внешне они готовы как будто каяться, но к рассказу непосредственно о грехах примешиваются какие-то сопутствующие обстоятельства, они увязают в деталях и как бы все время смотрят на себя со стороны.

Не жалея ни чужого, ни священнического времени, они легко обижаются, когда пастырь отметает из их рассказа все, что не имеет отношения к осознанным ими грехам.

Покаяние — это процесс очищения, который должен постоянно развиваться, охватывать новые области души . От кающегося требуется духовное, творческое усилие, которое должно помочь ему увидеть новые залежи греховности. Для Покаяния нет пределов, и святые, в которых просиял свет Христов , — это люди, которые каялись непрестанно.

Мы должны помнить: как только Покаянию наступает предел, как только оно упирается в какую-нибудь границу, за которой начинает лишь однообразно воспроизводить себя снова и снова, оставаясь, по сути , на месте, оно непременно становится формальным.

Архимандрит Киприан (Керн)

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Просмотры (67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели