ТОЛЬКО В МЕРУ СВОЕГО СТРАДАНИЯ И БЛАГОДАРНОСТИ КАЖДЫЙ ОТКРЫВАЕТ ИСТИНУ… И ПОНИМАЕТ СКАЗКУ

Почему так мало людей понимает сказки, разбирается Артем Перлик.

Подлинное не пользуется спросом потому, что к нему нельзя прикоснуться без созвучия сердца с его красотой.

Если человек глух к звучащей в красоте благодати, то он напрасно думает, что красота предъявит ему логические аргументы, каким именно образом ею в мир является истина.

Как-то ко мне пришла одна студентка-выпускница, и мы завели разговор о сказках.

– Там, где я сейчас получаю второе образование, – сказала она, – на мою любовь к сказкам смотрят как на странность и говорят, что я всё время хожу со своими единорогами.

– Ничего, – успокаивал её я, – Рэй Брэдбери вообще говорил, что там, где его любовь к сказкам не понимают, он ничего никому не доказывает, а просто упаковывает свой праздник в коробку и идёт в другое место.

– Но почему так мало людей понимает сказки? – продолжала спрашивать она. – Почему я яснее вижу жизнь через сказку, а для стольких других это всего лишь выдумка?

– Вы просто много страдали раньше, и ваша боль была столь сильной, что теперь вы стали понимать то, чего не понимают другие, – ответил я. – Только в меру своего страдания и благодарности каждый открывает истину и приобщается ей. В мире так много евангельских глухих и слепых именно потому, что в их жизни по-настоящему не было ни того ни другого.

Что же до сказки, то Джон Толкин не зря называл её жанром не детским, а взрослым, который могут читать и дети. Но мера понимания только лишь в меру приобщения истине. Что, например, могут понять дети в андерсеновской сказке «Писарь» о литературном критике, который возомнил себя «не таким уж маленьким богом» только потому, что мог обругать любую красоту и вознести любую бездарность? Что поймут в этой сказке взрослые, которые привыкли жить в мире, названном Исааком Сирином «совокупностью ложных человеческих отношений», где «кругом ходит холод»?

Сказка – это чувство благодати, разлитой в мире, это ликование о том, что Господь творит всё хорошим. Это и исполнение слов Христа, обращённым ко всем нам: «Не бойтесь». Люди ведь очень боятся всего вообще, от снов до болезней. Современный мир — цивилизация страха. И корни этого страха в недоверии Христу, которое сильно и у верующих. А сказка позволяет нам увидеть мир и свою жизнь в свете промысла, когда боль и тьма оказываются не концом, а лишь только серединой истории доброго человека, когда в страдании оказывается высший смысл приобщения к небу, обретения своей подлинности. И когда само страдание – лишь только этап на пути к твоему счастью. Всё это сказка даёт пережить и увидеть как реальность нашей большой жизни. И тогда свет сходит и в наше сердце и мы начинаем смотреть в небо с доверием, зная, что любовь не допустит зла тем, кого любит.

– Так получается, боль пошла мне на пользу, как в сказке? – удивилась студентка.

– А ещё вы увидели, что наша жизнь – это и есть Божья сказка со счастливым концом. Главное – созвучие с красотой. Хоббит Сэм был всего лишь садовником, но вместе с эльфами отправился в Валинор потому, что тоже нёс в себе эльфийскую красоту.

И теперь, когда кто-нибудь, пусть и совсем не значимый для больших и важных, тянется к добру и восхищается подлинностью, Ангелы знают то, что не видно на земле почти никому: каждый, кто в своей жизни потянулся к благородству и Духу, преображается так, что о нём со временем тоже сложат легенды, хотя мало какая из них сумеет поведать, что он стал настоящим, светлым и красивым тогда, когда склонил колена перед настоящестью, светом и красотой.

Артём Перлик

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели