ПОЧЕМУ ПАСХА ВСЕГДА В ВОСКРЕСЕНЬЕ И ГРЕШЕН ЛИ ПОНТИЙ ПИЛАТ?

— Традиционный вопрос: как правильно встретить Пасху?

— К сожалению, для многих Пасха превратилась в некое торжество, связанное с потреблением пищи, с освящением ее в храме в определенное время. Ни Богослужение не посещается, ни пост не соблюдается. Так нивелируется и исчезает смысл праздника. А ведь истинная подготовка к Светлому Христову Воскресению — это достойное прохождение Великого поста. Весь Великий пост так построен, чтобы человек подошел к Пасхе подготовленный мыслями, душой и телом.

Поэтому желательно посещать богослужения всю страстную Седмицу. Каждый день в молитвах постепенно объясняется, что произошло, что Христос сделал для человеческого рода, и заканчивается кульминацией — самой Пасхой.

— Как следует провести последний день поста — Великую субботу?

— Лично у меня это самый любимый день в году. В Великую субботу надо обязательно идти в церковь и желательно всю службу внимательно прослушать. Неподготовленному человеку следует накануне почитать об этом дне, чтобы понимать суть службы. Кстати, в этом году Великая суббота уникальная — она совпадает с праздником Благовещения. Такое случается достаточно редко.

— То, что принято святить трапезу, понятно. Ясно, когда святят жилье. Но, по-моему, скоро дойдет до абсурда: начнут святить шапки или билеты в кино. 

— У нас освящение часто понимается как придание чему-то защитных функций, как магическая защита. Это в корне не верно. Освящение — это призывание божественного благословения, например, на свое жилье или работу. Мы освящаем поля перед засевом, но это ведь не означает, что пшеница получила защиту от града. Мы призываем Господа благословить тот труд, от которого мы зависим. Вот в чем смысл. Не думаю, что жизнь человека зависит от билета в кинотеатр. Человек со здоровой духовной жизнью, имеющий навык рассуждения в таких вопросах, никогда не позволит себе освящать вещи недостойные.

— Почему праздник всегда наступает в разные дни? Воскресение ведь произошло в конкретную дату.

— В древней церкви существовало две равные традиции, связанные с Пасхой. Первая — Пасху праздновали как дату примерно где-то 1-2 апреля. Вторая — Пасху праздновали как событие. Она в конечном итоге стала наиболее распространенной.

В отличие от других праздников, того же Рождества Христова, имеющего четкую дату, Пасха должна отмечаться в конкретный день недели — воскресенье. В этот день Господь совершает искупление. В Евангелие, повествующем о последних земных днях жизни Христа, его распятие и смерть в воскресенье совпадают с празднованием ветхозаветной Пасхи. А она тоже передвигается. Поэтому и практика отмечания Пасхи православной в воскресный день, а не в дату, является логичной и по хронологии событий, описанных в Евангелии, и в связи с ветхозаветной Пасхой.

Есть еще связь и с повествованием о том, как Господь сотворил все самое важное за 6 дней. В день шестой почил от дел своих, в субботу. Кстати, Великая суббота соотносится с этим библейским рассказом. А в день седьмой произвел победу над смертью, дьяволом и адом.

— Можно ли вытирать с себя Святую воду в момент освящения кулича? А то порой прямо по лицу течет…

— Конечно можно, но большинство людей, наоборот, просят, чтобы их побольше окропили святой водой.

— Заметила, что многие люди на освящение приводят с собой собак. Разве это правильно? 

— Конечно не правильно. Не потому, что церковь не любит животных, наоборот, Бог создал все творения и милостиво относится к животным, это по-христиански. Но храм для молитвы Богу создан для людей. Приводить туда животных не совсем корректно. Ведь, даже если идешь в гости, нужно всегда спрашивать, можно ли прий­ти с собачкой.

Пасха празднуется не один день, а 40 — до Вознесения Господня. Фото: Алексей Булатов

КСТАТИ

На Понтии Пилате грех малодушия

— Какое отношение у православной церкви к Понтию Пилату? 

— На нем, безусловно, есть вина. Это — малодушие. Пилат понимает — требующие наказания Христа на самом деле хотят смерти невинного человека. Он предпринимает попытки, чтобы этого не произошло. Но не борется до конца, проявляет малодушие умывая руки. Власть, которой он обладает, дана ему, чтобы не допускать несправедливого наказания. Но он это делает. Поэтому отношение к нему — как к преступнику нравственного закона.

— Был ли он прощен?

— Церковь не занималась вопросом — простить ли нам Понтия Пилата или нет. А как там судил Господь, мы узнаем в судный день.

В ТЕМУ

Все, что не убивает, делает нас сильнее

— По какому принципу Господь посылает нам испытания? Почему одни страдают, а другие нет?

— Это один из самых сложных вопросов. Есть книга Иова — одна из самых древних книг священного писания. Праведник Иов, который не сделал ничего плохого, страдает тяжело и страшно. Его друзья пытаются найти ответ на этот вопрос и предлагают свои варианты. Но все эти варианты, с одной стороны, логичны, а с другой — не отвечают на поставленный вопрос. Потому что Иов знает, он не совершал ничего плохого.

Наверное, Господь допускает страдания, чтобы человек прошел некое испытание и приобрел некий положительный опыт. И сам этот опыт — есть некая ценность.

Вот представим — если бы в вашей жизни были только положительные явления, факторы, действия и результаты. Если бы все получалось сразу, без особого труда. В конечном итоге мы бы не приобрели много важных навыков. Навык поиска выхода из сложной ситуации, например. Навык, когда ты понимаешь, что некоторые факторы сильнее тебя. Поэтому из неположительного опыта рождаются положительные навыки, которые позволяют нам совершенствоваться в добродетелях и в наших силах. Как говорил Ницше — все, что не убивает, делает нас сильнее.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели