НА КАКОГО ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ПОЛОЖИТЬСЯ, К ЧЬИМ СОВЕТАМ НЕ СЛЕДУЕТ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ?

Митрополит Антоний (Паканич) советует, каким людям не стоит доверять.

 

Отдаленность

Чем дальше человек от Бога, тем больше в нем самомыслия.

Такие люди смотрят на все события с высоты собственного опыта, знаний, понимания, с высоты собственной колокольни.

Их суждения представляют собой только их личное, субъективное мнение, оно никоим образом не может быть универсальным и правильным на все случаи жизни. Безусловно, в какой-то ситуации подобное решение уместно, но это дело случая, а не закономерности и правильности.

Только приближение человека к Богу, жизнь в Нем  дает верное понимание, куда нужно двигаться, придает смысл действиям, уберегает от ошибок.

Когда наша воля оказывается в руках Божиих, когда по начерченной свыше линии мы движемся в нужном, спасительном для нас направлении, доверяя изгибам проложенной линии, ее замысловатому рисунку, высшему замыслу и задумке, когда в нашей жизни становится все на свои места, тогда мы можем, исходя из собственного опыта доверия Богу, жизни с Ним, советовать что-то и другим людям.

В любом другом случае наши советы и суждения могут быть ошибочными, уводящими от истины, опасными.

Личное мнение, высказываемое, к примеру, в вопросах вкусов, – всегда приглашение к диалогу: мы делимся своими привычками, взглядами и не более. Мы можем в чем-то разделять мнение другого, в чем-то не согласиться с ним, оставшись при своей точке зрения. Это ни к чему не обязывает, не разрушает нас и не разделяет с другими, не является помехой и опасностью.

В духовной же жизни советы могут иметь трагические и фатальные последствия.

Не ведомый Богом, не доверяющий Создателю, самоуверенный человек способен завести в тупик даже самого здравомыслящего.

Самоуверенность таких людей может быть одержимой. Как фанатизм. Они, как правило, обладают огромной силой убеждения, имеют в наборе ряд  инструментов: «неопровержимые факты и аргументы», манипуляционные приемы, искусную ложь, с помощью которых способны ввести в заблуждение неподготовленных и порядочных людей.

Самоуверенность – это всегда одержимость. Следует избегать общения с теми, кто рьяно и активно советует, продвигает свои идеи и видение и даже насильно уговаривает совершить ненужные действия и ошибочные шаги. Самоуверенность – верный признак отдаленности от Творца.

Чем больше человек утвержден в Боге, тем больше на него можно полагаться.

Боль и страдания

Тот, кто не страдал, не испытывал боль, не может сочувствовать другим людям, сопереживать, советовать.

Больше всего на свете приближает человека к Богу смиренное сердце, прошедшее безропотно сквозь клевету и нападки, козни и предательство, очистившееся таким образом от самости и гордыни.

Смирение открывает богозданную красоту человека через любовь и снисхождение к ближнему, одновременно преисполняя необычайной стойкостью и мужеством перед искушениями и испытаниями, а больше всего – в стоянии за Христа.

С таким человеком как за каменной стеной. В любой сложной ситуации он подставит плечо, искренне посочувствует, поможет дельным советом.

Такие люди на вес золота, но они существуют. И это большое везение и милость Божия встретить их на жизненном пути.

Вера всегда дает плоды. И плод верующего – покаяние, смирение и мужество в борьбе со своими недостатками.

Именно это является основной отличительной чертой истинно верующего человека, живущего в Боге от самоуверенного фанатика.

Аскеза

И еще есть один показатель следования Христу. Христианская аскеза.Нет аскезы – нет христианства.Человек, который не способен на самоограничения, не способен на дружбу, на любовь, потому что везде нужно уметь жертвовать собой.

Христианская аскеза – это в первую очередь ограничение себя от всего того, что человеку в принципе не нужно и неполезно.

Такое самоограничение сродни фильтру для очистки воздуха: если мы прекратим бороться с пылью в помещении, где живем или спим, то будем вначале дышать грязным воздухом, а впоследствии можем и задохнуться при накоплении критической массы.

Так и в духовной жизни: следует установить некий фильтр, защищающий от излишней информации, которая поглощает, забивает и уводит от реальной жизни.

Необходимо также контролировать свою речь. Подчас мы тратим много времени на пустые разговоры, ненужные обсуждения и пересуды, после многословия всегда чувствуем внутреннее опустошение.

Важно следить за чистотой своих мыслей.

Чистый воздух для нас – это воздух молитвы, добрых помыслов, надежды, веры в добро и любовь. Душа оживает в таком случае, и нам хочется бороться со своими недостатками и надеяться, что Всемилостивый Господь не отвернулся от нас из-за наших беззаконий.

Мы с радостью видим, как Он ласково смотрит на нас с иконы, находясь на руках Своей Пречистой Матери, приглашая войти во Святое Святых – Царство Небесное.

Безусловно, нужно подбирать соответствующее окружение, не пускать этот процесс на самотек.

Но еще важнее самому стать таким человеком, которому захочется довериться, на которого можно положиться, к совету которого следует  прислушаться.

Записала Наталья Горошкова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (251)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели