АРХИМ. АНДРЕЙ (КОНАНОС) ОБЪЯСНИЛ, КАК ПРОЙТИ УЗКИМИ ВРАТАМИ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ

Когда спрашивали нашего Господа, кто спасется и попадет в рай, Он не ответил. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос не всегда отвечал на заданные Ему вопросы.

 

Он часто менял тему разговора, акцентировал внимание на вопросах второстепенного значения и сосредоточивался на сути совсем иных вещей. Говорил с присущей ему манерой: «Обрати свое внимание на то или иное. Чтобы ответить на твой вопрос, следует вникнуть в суть другого». Поэтому когда спросили Христа: «Господи, неужели мало спасающихся?» – он ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата». Идти узкими вратами не значит, что мы должны мучить других и «сужать» таким образом их способ жизни. Узкие врата – это врата самопознания, врата смирения, врата сочувствия другим. В основном это врата, которые вытаскивают тебя из «эго» и обычного порядка вещей.

Даже твой же «надмерный» аскетизм способен культивировать эгоизм и нарциссизм. Христос говорил, что пять дев не были девами в подлинном смысле этого слова. Путь, по которому они шли, оказался не узким.

Узкий путь. Он приводит в Божью обитель. Полагаю, что в наше время узкий путь следующий: открыть и расширить свой узкий ум.

Сегодня узкий путь – прислушаться к своему рассудку. Для некоторых людей узкий путь как раз состоит в этом. Если немного расслабишься, возможно, это и будет узкий путь. Если немного ослабишь галстук, сжимающий шею, то пойдешь узким путем, который приведет тебя  в рай.

В настоящее время аскетизм не всегда следует воспринимать как борьбу за отказ от некоторых вещей, но как и славословное наслаждение дарами Божьими.

Кто-то должен стать «аскетом», но ради аскезы, когда принимаешь самого себя, свои желания, свой брак, своего ближнего. Речь идет о великой аскезе.

Пример: угрюмая мама может себя считать великой подвижницей. Но на самом деле она живет в заблуждении. Нервный отец с кислым лицом, возможно, объясняет все «серьезностью» или «духовностью», но он определенно нуждается в помощи, ему важно понять: что-то идет не правильно.

Другие бывают резки в своих ответах, односторонни в суждениях, и это они называют «зрелостью». Все могут думать, что попадут в рай.

Мне кажется, что их путь в рай должен быть менее рациональным и более «дружественным».

 

 

Из книги отца Андрея (Конаноса) «В браке есть свои сложности…»

Перевод с новогреческого Серея Рудько

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели