ЖЕСТОКОСЕРДИЕ – ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ОТПАДЕНИЯ ОТ ЦЕРКВИ

Больше всего нас, православных христиан, ныне волнует вопрос: как сохранить церковное единство и не дать развиться новому расколу?

Семья – это малая церковь, – учит святой апостол Павел (см. Еф. 5:23, 25). Соответственно, сохранение малой церкви может быть моделью для сохранения единства в масштабе Церкви Христовой.

Что разрушает семью? Это недоверие, возникающее на фоне допущенных грехов гнева, раздражения, прелюбодеяния, пьянства и др.

Также церковное единство разрушается, когда большинство членов Церкви, особенно пастыри, перестают бороться с грехом и начинают его всячески оправдывать, часто используя для этого политические мотивы.

Прекращение борьбы с грехом лишает человека самого главного – способности любить, прощать и сострадать. Так между людьми образуется пропасть, которую благодаря покаянию возможно преодолеть в этой жизни, но никак нельзя преодолеть в жизни загробной.

Об этом нынешняя евангельская притча.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19–31).

Эта притча подтверждает, что больше всего нас разделяют не политические проблемы, а жестокосердие по отношению к ближнему и неготовность помочь ему. Даже собаки, оказывается, могут быть милосерднее, чем люди.

Притча указывает и причину жестокосердия – это отказ от исполнения Закона Божьего. Однако лишь тщательное исполнение заповедей Божиих, как рассуждает прп. Симеон Новый Богослов, научает нас видеть свои недостатки. Человек, который видит свои грехи и понимает, как нелегко с ними бороться, становится милосердным, когда замечает грехи и немощи ближних. А главное – у него возникает желание помочь и поддержать таких людей.

Все, кто отпал от единства с Церковью Христовой, сделали это не по политическим мотивам. То, что они говорят, – неправда. Отпали также не потому, что в Церкви что-то не так – будучи Телом Христа, она святая (см. Кол. 1:24) – а из-за жестокосердия и нежелания каяться в личных грехах. Им проще осуждать грехи других людей.

Ныне Церковь также чествует Казанскую икону Божией Матери, благодаря сугубой молитве перед которой Москва была освобождена от поляков, желавших в кон. XVI – нач. XVII в. насадить на Руси католичество и чуждые православному народу обычаи.

Есть множество людей, которые сегодня, так же, как и в XVII веке, с великой надеждой и завистью смотрят на Запад, Европу и Америку и думают, что если мы примем их веру и обычаи, то станем жить так же богато, как они. Но это горький самообман. Лишь благодаря искреннему покаянию и молитве можно стать настоящим человеком, способным правильно устроить не только свой дом, но и помочь устроить дома других. Без покаяния все труды оказываются тщетными. Идеалом для нас, православных христиан, должен быть не Запад, а Град Божий, где всегда торжествует Истина, ибо там нет разделения на богатых и бедных, глупых и разумных, рабов и свободных.

Если всеми помыслами души мы будем стремиться в этот Небесный Град, то сможем сохранить Церковь от новых разделений. Аминь!

Архимандрит Маркелл (Павук),

духовник Киевских Духовных школ

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (210)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели