АРХИМ. АНДРЕЙ (КОНАНОС): КОГДА ГОВОРИШЬ О БОГЕ, НЕ ИГРАЙ В ТЕАТР

Когда ты говоришь о Боге, говори только то, что знаешь на собственном опыте. Не торгуй маской. Не играй в театр. Не притворяйся тем, кем ты не являешься. Кто ты? Нормальный человек. Разве не так? Как и все другие. Со своими страстями, ошибками, слабостями, похотью, любовными увлечениями, человеческим отношением…

Иногда мы думаем, что как только вошли в церковь, все изменилось. Автоматически. Уверяю, что в глубине твоей личности ничего магически не изменилось. Трудный характер не меняется, даже если ты вошел в святое место. На самом деле происходит нечто иное. Что-то обманчивое. Вот здесь и ловушка. Объясняю: входя в церковь сознательно, ты уже тащишь с собой свои страсти. Они не исчезают, но превращаются. И ты заблуждаешься. Отказываешься от пробежек на стадионе, ночных прогулок и различных злоупотреблений. Но страсть всех этих бед не искореняешь. Не так просто избавиться от страсти. Это не рубашка, которую снял, бросил в грязные вещи – и все кончено. Страсть стала твоей привычкой.

Она обманчива: мирская страсть трансформируется и превращается в страсть христианскую. Вот почему нет ничего необычного в том, что ты видел, как кто-то раньше посещал стадион, разбивал окна или ссорился и дрался с другими (крики, зло, недоразумения) и стал духовным человеком, даже фанатиком церковного служения под церковным предлогом и церковной обверткой. О многих говорят: «Ходит в церковь, но с ним невозможно договориться. С ним одни только нервы. Каким был раньше, таким и остался! Ничего не изменилось». Что не изменилось? Основные черты его характера. С ними так легко не справишься, потому что ты всего лишь вошел в церковь и стал христианином.

Нужно искренне посмотреть на ситуацию и принять ее. Гнев все еще есть во мне. Как и нервы. Теперь они стали христианскими нервами. Я нервничаю по духовным причинам, из-за разных священных тем, которые стали новым средством моих пристрастий. Если ты честен и вынослив, то примешь эту истину. Ты не святой и ничем не отличаешься от других. Ты такой же человек, как и все остальные. Со всеми вытекающими последствиями.

Это глубоко ощущал святой Паисий. Однажды он плыл на корабле из Дафни в Урануполис. Один из братьев увидел, что Паисий сидит с путешествующими на палубе, и сказал старцу: «Геронда, идите сюда, сядем где-то с краю. Не надо с мирскими». И святой ответил ему: «Зачем, дитя мое, мне садится в другом месте? Что потеряем, если сядем здесь с нашими братьями? Разве мы отличаемся от мирских людей или лучше их? Или у нас есть какая-то добродетель, чтобы ее беречь? То, что у других, то и у нас. Просто мы предаемся различным порокам и проявляем слабости по-разному. Мы не ссоримся из-за светских проблем, но обсуждаем, правильно ли проходила служба сегодня». Мы все одинаковы…

Из книги о. Андрея (Конаноса) «В браке есть свои сложности…»
Перевод Сергея Рудько

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (75)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели