«КИЕВ – КОНСТАНТИНОПОЛЬ»: НОВОГОДНИЕ ИТОГИ РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА

Размышления иерея Андрея Чиженко.

Всего лишь навсего в сентябре Патриарх Варфоломей послал экзархов Константинополя в Украину. С тех пор, кажется, прошел не один десяток лет, в которых каждый день как целая жизнь.

Конечно все мы, православные христиане Украины, следим за развитием событий, следим с обостренным напряженным вниманием. У меня, как у священника, возникает ряд вопросов, которые хотелось бы озвучить.

Во-первых, молебен за Томос, который проходил на Софийской площади в день Покрова Пресвятой Богородицы. Его «служили» представители т. н. УАПЦ и УПЦ-КП. На мероприятии присутствовал Президент Украины. Молебен был назначен на 9.30 утра.

А теперь вопрос. В этом году большой праздник Покрова Божьей Матери совпал с воскресным днем. Двойной праздник.

Обычно Литургия при участии архиерея в такой праздник начинается около 9.00. В это время звучит возглас «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» и осеняется напрестольным Евангелием антиминс. Если же Литургия началась в 8.00, то в 9.30 –кульминация Евхаристического канона. Что может быть выше этого? И почему те, кто считают себя «архиереями» и «священнослужителями», собрались не в храме для прославления Воскресшего Христа и Его Пречистой Матери, но с целями абсолютно земными на площади?

Примерно то же наблюдалось и во время «объединительного собора», проходившего 15 декабря этого года. Во-первых, странно, что его назначили на субботу. Для православного христианина суббота – это преддверие воскресения, малой пасхи – главного дня в седмице. И вторую половину этого дня христианин, тем более священник, должен проводить в храме на воскресном всенощном бдении. Исходя из данных СМИ, ни о какой воскресной вечерне речь не шла. Ломали копья и делили портфели до позднего вечера.

Возможно, кто-то спросит, что может быть важнее Томоса об автокефалии для Украины? Отвечу: воскресение. Оно важнее Томоса и любого Собора. Это праздников Праздник и Торжество из торжеств.

И что главное в Церкви, если не дух молитвы, формирующий храмовое богослужение? Он главная святыня православия, которую неукоснительно должны соблюдать-хранить и архиереи, и священники, и монахи, и миряне.

17 декабря в Киево-Печерской Лавре проходило внеочередное заседание  Священного Синода Украинской Православной Церкви. Перед заседанием Блаженнейший Митрополит Онуфрий отслужил Божественную литургию. Вот это по-православному.

Теперь еще об одном. Внимательно изучая общие фото и видеопланы Софийской площади 14 октября и 15 декабря во время столь исторических религиозных событий, как «молебен» о Томосе и «объединительный собор», я не увидел ни одного креста, ни одной иконы. Государственных флагов было много, а образов нет.

И, наконец, главный вопрос: почему Константинопольский Патриарх отважился, нарушая каноны, поддержать раскольников?

Ответ, мне кажется, лежит на поверхности. В сентябре Священный Синод Константинопольского Патриархата принял постановление, разрешающее священнослужителям при определенных условиях вступать во второй брак.

Между тем святой первоверховный апостол Павел пишет: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…» (1 Тим. 3:2). Когда же епископ в традициях Церкви начал избираться из монашествующих, то данное правило продолжило свое действие на иереев, которые предусматривались изначально, в вышеупомянутой норме апостола Павла, ведь во времена истории Церкви первого века христианства существовало четкое разделение в священнической иерархии между епископами (пресвитерами) и диаконами, о чем говорит нам и Первоверховный апостол: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим. 3:12). Т. е. богоглаголивый Павел подтверждает правило общеобязательного единобрачия как для епископов (пресвитеров), так и для диаконов. О том, что зачастую в древней Церкви понятия «епископ»-«пресвитер» часто сливались, пишет в своем труде «Учение о церкви в первые три века христианства» ректор Киевской духовной академии профессор епископ Сильвестр (Малеванский): «Между лицами, призванными к сему служению, в сравнительном их значении не делается здесь никакого разграничения; все они здесь одинаково называются пресвитерами, как и в других местах книги деяний апостольских (Деян. 14:23, 15:2, 4, 6, 22, 23, 16:4, 21:18), и кроме того здесь усвояется всем им одинаковое название епископов-блюстителей, в смысле особого отправления их обязанности по отношению к Церкви».

Также и Восемьдесят седьмое правило Василия Великого, основанное на установившейся тогда традиции, исключает тем, кто заключил второй брак, возможность вступить в духовный сан: «Двоебрачным правило полностью запрещает священнослужение» (Свод правил, 4:260).

Об этом нам говорят и нормы канонического права Вселенских Соборов.

Святые отцы Шестым правилом Пято-Шестого (Трулльского) Вселенского Собора категорически исключают возможность заключения брака для священнослужителя: «[…] определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен». В этом правиле поясняется, что тот, кто желает вступить в брак, должен сделать это прежде хиротонии: «Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера» (Свод правил, 2:318).

Т. е. Патриарх Константинопольский Варфоломей нарушил одновременно и каноны Священного Писания, и предписания святителя Василия Великого, и нормы Пято-Шестого Вселенского Собора. Он решил, что вправе их отменить.

Исходя из всего вышеизложенного, напрашивается следующий вывод. Конфликтная религиозная ситуация в Украине гораздо глубже, чем «украинский национальный вопрос». Это борьба за чистоту православия. Борьба каноничности  и «либерализма».

К сожалению, Патриарх Варфоломей и его сторонники приняли сторону эдакого заигрывания с политикой и модой времени.

Мы же с Божьей помощью должны остаться верными догматическому и каноническому строю Церкви. В этом наше спасение.

Иерей Андрей Чиженко

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели