БУНТ ТЩЕСЛАВИЯ

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Соцсети давно уже стали для нас параллельной реальностью. Здесь мы живем, переживаем, узнаем самые свежие новости из жизни мировых держав или друзей-знакомых. Ничего необычного, мы поселились в сети.

А вместе с нами – и наши пороки. Самое интересное, что Интернет как инструмент массового распространения информации позволяет растиражировать любое событие или явление в кратчайшие сроки. Новое сэлфи? Пожалуйста. Фото с мероприятия, поездки, встречи? Без проблем. Отчет о добром деле? Да почему бы и нет. Тру-спич и крик души неудавшегося философа? Смотрите, вот он я.

Интернет словно создает новую, виртуальную общность

Социологи говорят об атомизации общества, но Интернет словно создает новую, виртуальную общность. В современном мире таинственность сходит на нет, ведь можно погуглить и найти что угодно. Отпадает желание делать: ведь кто-то уже делает. Молится в храме, совершает дела милосердия, проповедует, проводит евангельские встречи… Христиане оказались не чуждыми технологиям, как не остались в стороне от агрессивных рекламных методов.

«Если о событии не написано в Интернете – значит, его не было». Все просто. Если мы хотим произвести впечатление на конкретного человека, группу людей, сообщество, нам необходимо заниматься регулярным отчетным постингом. Устраивать мини-пиар- кампанию очередного «доброго дела». Ну, мы же все правильно сделали? Все ведь хорошо? Мы ведь подаем пример другим?

Но есть и иной взгляд на подобный завуалированный «хвастограмм».

Выгорание – болезнь нашего времени. Как никто знаком с ней человек, значительную часть работы выполняющий за монитором компьютера, экраном планшета или смартфона. Предположу, что дело не только в промывающем нашу душу потоке новостей. Дело в нашей… Интернет-публичности.

Святой Арсений Великий признавался, что много раз в жизни сожалел о сказанном, но никогда – о молчании. Сетевое пространство, безусловно, и рта нам не дает раскрыть. Но фактически мы говорим – на языке Интернета. Более того, мы делаем вид, что обнажаем свою душу и свой разум. У нас есть возможность не просто поделиться связанными в истории словами, а продемонстрировать образы в фото и целые сюжеты в видео.

Но насколько полезна такая открытость? Насколько важны для других наши регулярные посты? В особенности если это касается сокровенных сфер христианской жизни? Для чего мы рассказываем о походах на службы, паломничестве, помощи обездоленным? Чтобы получить свою «награду» сейчас, а не в «жизни будущего века»?

Для чего мы рассказываем о помощи обездоленным? Чтобы получить «награду» сейчас, а не в «жизни будущего века»?

Конечно же, мотивы «православного постинга» могут быть разными. Как и результаты. Но вместе с тем регулярные «отчеты благочестия» способны и оттолкнуть, и нанести вред душе того, кто этим занимается. Ведь добрые дела необходимо творить втайне. Именно так возможно избежать тщеславия, лукавства, создания образа, которому мы, возможно, и не соответствуем. Если мы христиане – мы, прежде всего, люди, честные с самими собой. Да, у нас сложилась определенная современная культура, которая создает для нас порой рамки, когда мы просто не в состоянии сделать вид, что мы не справляемся, что мы – грешники. Больше благочестия! Без вариантов.

Это, конечно, здорово, что мы шагнули в Интернет и ведем проповедь там… но как мы это делаем? Запечатлевая себя на сэлфи с батюшками, владыками, Патриархом?! Для того, чтобы кому-то доказать собственную религиозность?

Отчетное благочестие не приносит нам счастья и подлинной радости

Да, религиозности нам, пожалуй, не занимать. А как насчет содержания? Отчетное благочестие не приносит нам счастья и подлинной радости. Дела молитвы и милосердия имеют подлинный смысл в регулярном труде, последовательности, глубоком погружении. Отстоять службу и сфоткаться для «отчета» – это промах. «Акционировать» по всем детдомам, вместо того чтобы взять на себя подвиг рутинной помощи (прежде всего, психологической, ведь дети в детдомах надеются в первую очередь на обретение новой семьи) – это промах.

В христианах не должно бунтовать тщеславие, которое толкает демонстрировать свою веру, как лакированную обложку. Вера выражается в последовательных поступках, и лучше – незаметных. Если мы делаем что-то напоказ, мы получаем награду от людей уже сейчас. Будет ли нам что получить в награду от Бога, если мы, как блудные дети, тратим наш духовный капитал?

Владимир Басенков

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели