О СОВРЕМЕННОМ ФАРИСЕЙСТВЕ

Интервью с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым), доцентом СПб Духовной Академии.

– Сейчас много говорится и пишется о фарисействе среди христиан. Как вы определите значение этого термина?

– Конечно, он имеет более расширенное значение, чем во времена Христа. Теперь никто уже не связывает фарисейство исключительно с одним из направлений в иудаизме, теперь – это метафора. Термином “фарисейство” обозначается религиозное лицемерие.

– То есть, говорить нужно прежде всего о психологии фарисейства?

– Вернее, об особенности греховной психологии человека. Ведь в Евангелии в притче о мытаре и фарисее именно это подчеркивается. Господь говорит: “Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 14:11). Падшему человеку свойственно считать себя лучше других, а иногда и ханжески демонстрировать свое превосходство.

– Почему человек становится фарисеем, и как уберечься от этой болезни?

– Всё же, в основе фарисейского поведения лежит сознание того, что есть добро и есть зло. Человек стремится к добру, у него это не совсем получается – и он начинает изобретать то, чего нет. К тому же, фарисейство всегда (пусть неосознано) рождается из желания доминировать над другими. Если такое состояние заходит далеко, то рано или поздно – вырождается в ненависть к тем, кто не хочет признать твоё величие, твоё совершенство. Оно может дойти до актов преследования и жажды уничтожения инакомыслящих. Чтобы уберечься от этой болезни, нужно терпимее относиться к людям, уметь прощать их. И жить сознанием собственной греховности, покаянием. В той или иной степени, пусть самой малой, лицемерие и фарисейство живёт в каждом из нас. Мы все – больше стараемся кем-то казаться, чем быть на самом деле.

– Можно ли сказать, что в наше время “фарисейская болезнь” наиболее заразна и распространена, особенно среди неофитов?

– Думаю, что среди неофитов это всегда было распространено. А поскольку в церкви сейчас – много неофитов, то и фарисейство так заметно. К сожалению, такое настроение – судить всех, отыскивать недостатки, обличать – кончается часто отходом от церкви или рождает всевозможные раскольнические группировки.

– Поговорим о конкретных примерах проявления фарисейского сознания в наши дни.

– Примеров этих, увы, немало. Нередко люди, придя в церковь, начитавшись книг, начинают думать, что они уже всё знают. Что они праведны. И к своим, ещё недавно близким людям из окружающего нецерковного мира, они начинают относиться свысока, с презрением. И тем самым не привлекают их к вере, а только отталкивают. Или, наоборот: ещё совсем не укоренившись во Христе и в Церкви, оставаясь невеждой в богословии, в догматике – человек повсюду начинает проповедовать. Естественно, что он повсюду наталкивается на сопротивление и сам становится нетерпимым, озлобленным. А ещё хуже, когда вчерашние партийные деятели начинают защищать Православие со страниц газет и с экранов телевизоров. Цитируя святые слова, они по привычке подо всё подводят политическую подкладку. От них не услышишь слов любви, а только – обвинения. Люди старого поколения часто склонны повторять фарисейскую ошибку неразличения сути христианской Веры от буквы Предания. Ведь Предание нарастало из столетия в столетие, как снежный ком, и не всё в нём применимо ко дню сегодняшнему. Конечно, стремление сохранить прошлое не так уж плохо, но ведь суть Предания именно в том и состоит, чтобы соединить вечное Божественное Откровение с условиями жизни каждого времени, каждой эпохи.

– К тому же, и до правильных слов нужно дорасти? Ведь часто, повторяя цитаты из святых Отцов, мы, не имея их духа, плохо понимаем значение их слов…

– Конечно, это так. Наследие святых Отцов громадно. И всегда надо знать, в каких условиях было сказано то или иное слово, для кого, с какой целью. А просто начётническое цитирование может даже исказить смысл.

– Справедливо ли сказать, что мы тут имеем дело с некоей театральностью?

– Верно. Потому что само слово “лицемер” в буквальном переводе означает актерство.

– Можно ли сказать, что фарисейство – антипод святости?

– Да. Ведь, когда человек думает или говорит, что он лучше другого, то он всегда – хуже другого. А святые люди считают себя хуже всех и никем не гнушаются. Ярчайший пример XX столетия – поведение св. прав. Иоанна Кронштадтского. Великий праведник земли нашей никого не отвергал, ни к кому не относился с пренебрежением. К нему приезжали, ему писали со всего мира люди, и он старался помочь всякому: и евреям, и мусульманам, и католикам, и протестантам… А человек с фарисейским сознанием – прежде чем помочь кому-то, будет выяснять: “наш” или “не наш” человек. Фарисей живёт в принципиально замкнутом мире. Таким человеком руководит не живая личность Христа, а свод законов, мёртвая буква. И такой человек – в отличие от святого, который во Христе имеет свободу духа, – страшно несвободен, зажат системой запретов. Но обычно, он не видит своего бедственного состояния, пока Господь не смирит его болезнью, несчастьем или даже каким-либо падением.

Просмотры (51)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели