Прощеное Воскресенье

Три подготовительных к Великому Посту воскресенья остались позади. Четвертое называется Сыропустным, поскольку это последний день, когда вкушают молочную трапезу и яйца (о мясе успели позабыть за предшествующие семь дней). В этот день вспоминают Адамово изгнание, то есть момент, когда человечество лишилось райского блаженства и было изгнано в мир, испорченный человеческим грехопадением.

Масленичное веселье утихает, хотя в этот день обычно заговляются – подъедают все, что осталось от непостной трапезы.

И в храме также постные перемены в Богослужении становятся совсем заметными. На субботней вечерней службе, накануне последнего перед Великим постом воскресенья, песнопения словно завешивают богослужение покрывалом печали: «Адaмъ изгнaн бысть из рая преслушaниемъ, и слaдости извeржен…», «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго». Подобно Адаму, который вышел из рая и тут же сел, оплакивая свою наготу и отверженность от Бога, молящиеся начинают переживать свою великопостную потерю привычных благ. Но упование и у Адама и у его потомков одно – Христос

На той части Богослужения, что называется Утреня последний раз поют 136 псалом «На реках Вавилонских», который слышали молящиеся по воскресеньям, начиная со второй подготовительной к посту седмицы (семидневки).

Главное события этого дня происходит вечером, когда в храмах собираются на Богослужение.

Границой между Сыропустным воскресением и постом служит исполнение особого песнопения, великого прокимна: «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю».

В это время священнослужители переоблачаются в алтаре в темные великопостные облачения. Когда дьякон или священник выходит и возглашает молитвенные прошения, хор отвечает ему великопостным распевом, более сдержанным и тихим.

Граница поста почти пройдена. Великий пост вступает в свои права, когда в конце службы звучит молитва Ефрема Сирина и молящиеся начинают класть земные (то есть приклоняя голову до самой земли) поклоны:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Поклон.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу твоему. Поклон.
ей Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон».

После этого совершается чин, давший воскресенью название Прощеное. Священник произносит проповедь и просит прощения у прихожан за возможные обиды, невнимание к ним и за свое недостоинство. В разных храмах могут бытовать свои особенные традиции того как прощаться в Прощеное воскресенье. Обычно стоящий на амвоне настоятель храма держит крест, к нему подходят прихожане, целуют крест и в ответ на его «Простите», отвечают «Бог простит, меня простите». Затем просят прощения у всех присутствующих в храме. Бывает, что священник и прихожане кладут друг перед другом, испрашивая прощение, земные поклоны, но это в маленьких церквах, где прихожан не очень много. Такая внешняя, формальная сторона события сама по себе трогательна, однако на самом деле попросить прощения у того, с кем, возможно, был в ссоре, очень трудно. Все же входить в великопостные дни даже с тенью обиды нельзя.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели