ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ И ПОСТ ДУШЕВНЫЙ

Одно из апостольских правил гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится в святую Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извер­жен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля Церкви о нашем пощении.

Как же мы постимся? — Увы! Это ли пощение изрядное: мяса не едим, но постной пищей объедаемся до пресыщения. Без масла порой едим, но опять заменяем его разными сладостями! И таким образом великопостную трапезу не делаем ли разнообразнее, вкус­нее даже и мясной трапезы? Но есть это истинный пост? — Нечи­стой совестью постятся таковые. Да, пост состоит, други мои, не в том только, чтобы не есть мяса и т.п., аив том, чтобы при воздер­жании от скоромной пищи вообще избегать лакомства, не есть часто, не есть досыта, и затем, что будет сбережено чрез это, — то раздавать бедным. Таков совет святого Иоанна Златоуста.

Скажете: «Мы не в силах так поститься, как устав церковный того требует». — Верю. Но кто же виноват тут? Зачем не приучи­ли и не приучаем себя к посту? А приучить можно. Рассказывают о преподобном Дорофее. Он, желая обучить ученика своего, Досифея, строгому воздержанию, сперва давал ему хлеба до 4 фунта в день, потом все меньше и меньше и кончил тем, что Досифей, наконец, стал довольствоваться двенадцатой долей фунта. Фунта стало доставать ему на 12 дней. Все дело зависит, следовательно, от привычки.

«Тогда работать сил не будет». — Правда, до изнурения сил доводить себя тоже не следует, но по возможности и работающим должно соблюдать пост. Худо то, что для многих — что пост, что мясоястие — все равно; встал — и за пищу, за чай, а иные — и за водку. Это ли христиан благочестивых поведение? Наконец, пусть строгое пощение тебе и не по силам, но значит ли это, что ты и прав, что тебе и не в чем прощения у Господа просить, словом, и греха в том нет, что ты мало постишься? Нет, друг мой, не по совес­ти так поступаешь. Неисправен, — и проси у Господа прощения.

Но если и строгий пост держишь ты в пище и питии, — для дела пощения этого далеко еще недостаточно. Пост телесный тог­да лишь на пользу, когда он соединяется с постом душевным или духовным. Без последнего телесный пост ничтоже есть. «Не гово­ри мне, — поучал в свое время святитель Иоанн Златоуст, — что ты столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, ходил в рубище; но скажи нам, сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен и так далее? Если ты исполнен злобой, завистью и любостяжанием, что пользы в том, что пьешь ты одну воду?» — И Святая Церковь поет: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением. Аще бо ни вина ти будет (если неядение не послужит тебе) ко исправле­нию: яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим». А потому, «аще хощеши, хрис­тианине, — закончу свое слово словами святителя Тихона, — что­бы тебе пост полезен был, то постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему, нало­жи пост и злым мыслям, и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злаго хотения; да постятся очи твои от ху­дого видения — отврати очи твои, еже не видети суеты, да пос­тится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного слова…». Словом —уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 36; 27. 1 Пет. 3; 11). Се есть христианс­кий пост, какового Бог от нас требует. Аминь.

Из поучений протоиерея А. Белоцветова

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

 

Просмотры (83)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели