Допустима ли исповедь через интернет ?

Допускается ли у православных исповедь через интернет? Если да, то в каких случаях? Достаточной ли причиной является сильнейший стыд перед священником: когда ты месяцами не можешь решиться рассказать гадости и все нарастает, как снежный ком? Марина, Санкт-Петербург.

Здравствуйте Марина.

Исповедь — это Таинство, в котором христианин исповедует свои согрешения и при видимом прощении грехов от священника невидимо разрешается от них Господом Иисусом Христом.Видимое разрешение сопутствуется разрешительной молитвой с полаганием епитрахили на голову кающегося. Перед исповедью священник читает молитву, в которой есть слова, обращенные к исповеднику – «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. Не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами, аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне, аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Эти слова раскрывают Таинство Исповеди. В исповеди священник выступает только свидетелем вашего покаяния, сама же исповедь приносится Христу, Который невидимо пребывает рядом с исповедующимся. Священник выступает свидетелем, не в том смысле, как выступают свидетелем на суде. Это свидетель, как на свадьбе, это свидетель радости: вот на какое дно может пасть человек и вот с какого дна он благодатью Божьей был поднят.

Если перевести на русский язык последние слова приведенной молитвы, то они будут звучать так – «Вразумись же, что ты пришел в лечебницу не для того, чтобы выйти из нее неисцеленным». Вы же не консультируетесь, скажем, у зубного врача по телефону или в онлайн чате? Грех по учению Церкви это прежде всего болезнь. Если мы хотим исцелиться от этой болезни, то должны открыть духовные раны, а не прятать их под бинтами. Что будет с глубоким порезом, если его просто закрыть тряпкой? Если порез не лечить и не обрабатывать, то в итоге он начнет гноиться и пойдут тяжелые осложнения. С душой обстоит примерно так же. Чем дольше вы тянете с исповедью, тем больше грех паразитирует в душевной ране и тем сложнее будет его излечить.

Я хочу обратить ваше внимание на слова молитвы – «Се и икона Его пред нами, аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне». Чинопоследование определяет требования к Таинству. Во-первых, это икона (крест, Евангелие) которая является образом и свидетельством присутствия Божия. Во-вторых, у вашей исповеди должен быть свидетель. И в-третьих, сказано – «елика речеши мне». Не «напишиши мне» или «напечатаеши мне», а именно речеши, то есть скажешь. Это подчеркивает именно прямую речь исповедания грехов.

Онлайн-исповедь — это практика совершенно недопустимая в Православной Церкви. Таинство это установил Бог и нам ли его менять? Конечно, бывают такие ситуации, когда человек находится при смерти и рядом нет священника, то ему дозволяется исповедоваться и по телефону. Такой случай был в практике митрополита Вениамина (Федченкова). Владыке исповедовался по телефону генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность. Но, как видите, это допускается только в экстремальных ситуациях и никак не может быть в повседневной практике.

Сейчас Церковь сделала большие поблажки для христиан. Самая первая в том, что сейчас исповедь совершается не перед всей общиной христиан, а перед Богом и священником. Сказано в священном Писании о первых христианах – «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19,18). Видите, не говорится, что христиане приносили бумажки на исповедь или посылали письма, но приходили и исповедовались, открывая свои дела. Аналогично приходили и к Иоанну Крестителю, чтобы исповедовать свои грехи и приготовиться к приходу Христа.

Следует сказать, что стыд перед исповедью это естественно для кающегося человека. Только правильный стыд должен быть перед Богом, а не перед священником. Если перед Богом вы не чувствуете стыда, а только перед священником стыдитесь открыть душу, то это говорит об очень опасном духовном состоянии. В этом случаи тем более нужно спешить на исповедь, не смотря на все страхи и стыд. Пророк Ездра описывает духовное состояние кающегося грешника – «Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» (Ездр.9:6). Как видите, при правильном духовном устроении человеку стыдно прежде всего перед Богом, а не перед людьми. Если у вас нет такого стыда, то тем более нужно общаться с глазу на глаз, чтобы уже советами и духовным руководством привести вас в правильное духовное состояние.

Конечно исповедовать грехи бывает и очень горько и очень стыдно, но сделать это жизненно необходимо. Отец Валентин Мордасов говорил – «Стыдиться на исповеди открывать грехи — от гордости. Обличив себя перед Богом при свидетеле священнике, получают успокоение и прощение». Что плохого в том, что священник будет свидетелем вашей исповеди? Если вы принесете покаяние, то он будет только радоваться и славить Бога. Да и Христос будет очень радоваться, Он Сам говорил – «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7).

Исповедоваться только тогда тяжело, когда нет покаяния. Тогда к человеку приступает бес и начинает внушать ложный стыд и человек может даже скрыть свои грехи на исповеди или умолчать о чем-либо. У святых Отцов есть такие слова – «Иные по неверию, другие по маловерно, третьи из-за ложного страха, четвертые из-за ложного стыда скрывают на исповеди свои грехи и думают, что это ничего. Но это вовсе не ничего. Господь прощает только тех, которые приступают к исповеди с сокрушением сердца и исповедуются во всех грехах без исключения; а тех, которые скрывают их, осуждает, как и говорит священник пред исповедью кающемуся: «аще ли что скрывши от мене, сугуб грех имаши». Поэтому, братие, будьте откровенны на исповеди и ничего не скрывайте. И тогда только Господь простит вас.»

Вы говорите о сильнейшем стыде перед священником. Я вас уверяю, что в наше время уже нет таких грехов, которых священник не слышал бы на исповеди. Более того, отцы учили, что чем больше у человека стыд перед исповедью, тем ярче в этом стыде сгорают исповеданные грехи.

Исповедуясь твердо веруйте, что все произнесенные вами грехи, в которых вы каетесь, будут непременно отпущены Богом. В псалтире сказано – «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5).

Постарайтесь набраться мужества и прийти на Исповедь.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (100)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели