ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕОБХОДИМО, ИЛИ КАК НЕ «ПОЛУЧИТЬ ПО ПОЛНОЙ»? Беседа с епископом Североморским и Умбским Митрофаном

Владыка Митрофан (Баданин) рассуждает об основах духовной безопасности. Для взрослых и детей правила одинаковы: не заигрывать с силами тьмы.

Кольский полуостров. Туристы, с всё большим восторгом открывая для себя собственную страну, ездят сюда очень охотно. Оно и правильно, и похвально: русским людям знать Россию, узнавать ее естественно. Но бывают и досадные казусы, которые не только мешают изучать историю и культуру Отечества, но и просто кричат о необходимости просвещения нашего народа — качественного светского и хорошего духовного. Маленький пример. Туристическая достопримечательность — саамская деревня: милые олени, собаки хаски, традиционные жилища — вежи, пытры, тупы, дивная природа, катания на санках. Но каким-то непостижимым образом здесь стоят деревянные истуканы, как заверяют, «истинных саамских богов». Вы можете услышать истории о «великой целебной силе национальных лопарских богов» (правда, вся эта сила сказывается почему-то почти исключительно на половой сфере). Могут и очень настойчиво рекомендовать положить перед идолами пусть небольшую, но сумму — «иначе не подействует». Такому-то идолу молятся только в таких случаях, другому идолу — в иных. Главное — положить деньги и попросить о помощи. И всё это входит в повествование о подлинной самобытности лопарей-саамов. Несуразность ситуации, ее глупость еще и в том, что в помещении, где вам всё это рассказывают, находится икона святителя Николая… Тут уже старый анекдот напрашивается сам собой: «Ты либо крест сними, либо трусы надень».

Если честно, то мне больше интересны лопари, а не идолы, поклонение которым им приписывается. Скорее, желая защитить этот маленький народ от приписывания емуидолопоклонства, я обратился к епископу Североморскому и Умбскому Митрофану (Баданину).

— Владыка, по вашему мнению, является ли идолопоклонство признаком самобытности какого бы то ни было народа? Идет ли речь в этом случае, на ваш взгляд, действительно о религии?

— То, о чем вы рассказали, — на мой взгляд, яркая иллюстрация той духовной пустыни, что оставило в наследство нашим людям прошедшее столетие. Эта, по сути, смехотворная ситуация с вырезанными неким ловким мошенником деревянными «лопарскими богами» у профессионала вызывает одну реакцию, выраженную словами: «и смех, и грех». Посетителей этой так называемой «лопарской деревни», как сейчас принято говорить, просто «разводят на деньги».

Языческое верование лопарей замкнутое, и воспользоваться их «духами» постороннему, к счастью, невозможно

Кратко о древних лопарских верованиях. Объектами религиозного почитания лопарей являлись так называемые «сейды», разновидность мегалитов, иногда напоминающих каменные менгиры. Каждый из этих особо приметных камней принадлежал конкретному лопарскому роду, территориальной общине — «сийту». Отсюда схожесть со словом «сейд»: каждый мегалит помогал лишь своему «сийту». Кроме того, главными «помощниками» каждого лопаря в быту были личные, предаваемые по наследству «падшие духи», или, по-простому, бесы. Но они тоже общались лишь со своим хозяином. Единственно, лопари могли торговать своим умением предсказывать, гадать, и прочими магическими услугами, что обеспечивали им наследственные духи. Так что языческое верование лопарей очень замкнутое, и воспользоваться их «духами» постороннему, к счастью, невозможно. Да и не приведи Господь, если случайно «подцепишь» чужого беса: беснование — тяжелейшее духовное расстройство. И уж точно, никаких бородатых скульптур из дерева лопари не изготавливали, и о чем-либо просить эти поленья просто смешно. До 1917 года все лопари были крещеными, посещали православные церкви и от греха язычества береглись. Случаев возвращения к помощи «богов» древности было совсем немного. В XX веке все перемешалось: атеизм стал вполне уживаться с язычеством и примитивными суевериями.

— Удручающая картина: туристы, подавляющее большинство — русские, у многих видны нательные кресты — с восторгом прямо бегут к группе идолов, кланяются, гладят, целуют истуканы, кладут деньги. То, что «Русь крещена, но не просвещена», понятно. Но есть же какие-то границы, за которые не имеет права переступать даже номинально крещеный человек? Чем вызван, по вашему мнению, такой радостный, дикий даже ажиотаж «теоретически православных» туристов, приехавших знакомиться с землей Русского Севера? Чем опасен этот восторг? Опасен ли вообще, или же это просто глупая дань моде, и ее легко можно простить, не заметить, сославшись на: «Ну, не все же у нас грамотные. Зато все крещеные. Ничего, Бог простит».

— Если серьезно и по большому счету рассмотреть происходящее, то перед нами лишь маленькая наглядная иллюстрация колоссальной проблемы страны, которую можно назвать — духовная безграмотность. Она — очевидное и неизбежное следствие того чудовищного эксперимента, который был проведен над несчастным русским народом богоборческой властью коммунистов в XX веке. Когда, начиная с 1917 года, все силы атеистического государства были направлены на обслуживание «мифа о земном светлом будущем», где невиданные материальные блага изольются на человека, как из рога изобилия. Вся мощнейшая политическая, научная, культурная и идеологическая машина страны имела конкретную задачу — убедить каждого, что существует и важна только материальная сторона жизни, то есть «мир видимый». Все остальное, что относится к «миру невидимому», к миру духов — отнесли в разряд «поповских сказок», рассчитанных на невежество темных масс. Православную Церковь практически уничтожили, а то немногое, что осталось, превратили в некое «гетто». Таким образом, сословие священства, как подлинных профессионалов в сфере духовного мира и тайных знаний, исключили из жизни народа. Руководителями страны была официально провозглашена цель проводимого эксперимента: сформировать к 1977 году новый тип людей, новую общность — «советский народ».

И если бы в те годы в такую «лопарскую деревню» привели группу туристов, состоящую из «идеологически подкованных» коммунистов, комсомольцев и пионеров, и попробовали бы их обрабатывать подобным образом, то идолы были бы немедленно порублены и сожжены, а экскурсовод получил бы срок по статье 58-10 УК РСФСР «Антисоветская пропаганда или агитация».

Но закончился срок Божьего наказания Руси, и богоборческая идеологическая машина рухнула вместе с Советским Союзом, пропагандистские клише и атеистические фантомы коммунизма улетучились, и в душах русских людей окончательно образовалась абсолютная духовная пустыня. Но, как справедливо замечает народная мудрость, свято место пусто не бывает. В каждом человеке живет врожденная религиозность, как неистребимое понимание того, что далеко не все в этом мире можно постичь силой рационального ума, что существует невидимое «нечто», некая иная реальность со своими неумолимыми законами.

— Могли бы вы посоветовать что-либо любознательным путешественникам и их детям? Ведь огромное количество гостей — дети. Нужны ли им такие, с позволения сказать, «открытия»?

— В этой связи вспоминаю свой опыт завершения безбожного, коммунистического прошлого и неожиданного открытия для себя реальности «иного» мира. Помню, как тогда, в 1990-е годы, я в полной мере окунулся в обольстительные оккультные практики. Магические салоны в Петербурге росли, как грибы после дождя. После недавнего атеистического оболванивания такая реакция общества была вполне закономерна. Я воочию убеждался в реальности сил невидимого мира, в возможности выйти с ними на контакт, получить от них сокрытое знание и реальную помощь от падших ангелов.

Создания, проклятые Богом, неспособны делать добро по определению

Много позже, придя к истинной вере Православной, я поспешил искренне покаяться в этих недостойных христианина заигрываниях с «хвостатыми и рогатыми» богоборцами. И теперь, оценивая с христианской точки зрения те «чудеса» и подаваемую ими очевидную «помощь», я твердо знаю, что все те привлекаемые с помощью магических приемов силы тьмы по своей природе абсолютно злы. То есть как создания, проклятые Богом, они неспособны делать добро по определению. Таковы законы жизни в мире падших ангелов, и нарушение их невозможно, ибо контролируется всей бесовской иерархией и зиждется на страхе жестоких наказаний.

Эти невидимые нам услужливые помощники навсегда связаны неумолимым законом Божьего проклятия, произнесенного над ними: и сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты (Быт. 3, 14). Потому все, творимое служителями князя тьмы,   будет ограничено непременным условием: то видимое благо или добро, которое, казалось бы, несет в себе обращение за помощью к падшим духам и их служителям, должно быть неукоснительно компенсировано превосходящим злом и страданиями в ближайшем будущем. Расплата за общение с силами тьмы и наивное упование на тварь вместо Творца наступит непременно, в виде еще более серьезных проблем или же трагических жизненных обстоятельств. Каждый, кто прибегал к помощи сил тьмы, обращаясь к магам, гадалкам, «целителям», экстрасенсам и иже с ними и, возможно, даже получал некую помощь, спустя срок непременно признается, что взамен он «получил по полной».

Силы тьмы любить нас не могут, по-настоящему любит нас только Господь

Спасти человека от такого тяжкого исхода может только Сам Господь, через отречение от сил тьмы и вовремя принесенное искреннее покаяние, через таинство Исповеди.

Всегда помните, что силы тьмы любить нас не могут ­— они могут лишь ненавидеть. По-настоящему любит нас только Господь, поскольку Он наш Отец Небесный. Потому и просить все потребное нужно у Него, и у Его Пречистой Матери Богородицы, и у всех великих угодников Божиих, которыми так богата наша родная Православная Церковь.

С епископом Североморским и Умбским Митрофаном (Баданиным)
беседовал Петр Давыдов

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (41)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели