«МИР – ЭТО ЗЕРКАЛО, И ОН ВОЗВРАЩАЕТ КАЖДОМУ ЕГО СОБСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ»

Наша жизнь в известной степени напоминает YouTube.

 

Этот ресурс предлагает нам для просмотра только те варианты, которые могут нас заинтересовать, исходя из истории наших предыдущих просмотров. Хотя залито там невероятное количество всевозможных видео, на глаза нам попадается только ничтожно малая их часть. Таким же образом работает и Facebook, и Google-реклама. Равно как и в окружающей нас действительности мы обращаем внимание только на то, к чему благоволит наша душа, полностью или частично игнорируя все остальное.

Как-то одна женщина, уверовавшая уже в зрелом возрасте, делилась со мной своими переживаниями. Начав воцерковляться, она, как водится, стала взахлеб читать духовную литературу. Ее буквально поразило, что множество подвижников и старцев были ее современниками. Раз сохранились их письма, значит они кому-то писали! Выходит, вокруг нее в своей, параллельной для нее, реальности жили благочестивые православные христиане и никак с ней при этом не пересекались. Она их в упор не видела и даже не подозревала о существовании рядом с собой целого мира, птому что в то время ее занимали совершенно другие вещи.

Мы замечаем в первую очередь то, что нас интересует. Модница выхватит взглядом из толпы красивое платье или сумочку, повеса – интересную даму, врач-невропатолог – всех, у кого сколиоз. Для примера приведу еще одну жизненную историю. Поехали в отпуск дедушка с бабушкой и две их внучки. Одна была подросткового возраста, вторая помладше, жутко увлекавшаяся на тот момент автомобилями. Когда они делились своими впечатлениями от поездки, то старшее поколение со вкусом описывало набережную, тихое течение воды и скользящие по глади озера лодки. Юная девушка обратила внимание на то, сколько там гуляло молодых влюбленных пар. А ее сестра перечислила не меньше десятка редких моделей машин, которые ей в этом городке попались на глаза. Вокруг было много чего разного и достойного внимания, но каждый заметил только то, к чему лежала его душа именно в тот период его жизни.

В аскетическом плане это правило тоже работает. Говорят, что мы чаще всего осуждаем других за то, в чем грешны сами. Прп. Ефрем Сирин, например, пишет: «Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других». Вероятно, здесь имеется в виду не сам конкретный грех, а предполагаемые мотивы его совершения. Допустим, человек все время опаздывает. Можно предположить, что он делает это из-за того, что не считает чужое время важным. Хотя отсутствие пунктуальности может корениться в неспособности адекватно оценивать свое время или еще в какой-нибудь из сотен причин. Опаздывать, конечно, в любом случае нехорошо. Вот только объяснять мы это будем так, как нам это видится, и осуждать не столько за сам проступок, сколько за гипотетические намерения.

У нас в детстве была дразнилка: «Каждый судит в меру своей распущенности». И, правда, поступки людей мы оцениваем сквозь призму своего мировоззрения. Мы как бы неосознанно прикидываем: если бы я так сделал, то это было бы потому-то и тому-то. Вряд ли среди нас есть такие прозорливцы, которые по внешнему виду человека могут оценить все его душевные порывы. В основном мы все-таки судим по себе. Поэтому и советуют присмотреться и понять, за что ты чаще всего и со смаком осуждаешь. С высокой долей вероятности ты сам этой страстью болеешь, потому и подозреваешь в ней всех и вся. Если мне кажется, что меня все вокруг обсчитывают, обвешивают и всячески пытаются запустить руку в мой кошелек, то, скорее всего, я просто не чужда страсти сребролюбия. Когда же вижу, что все вокруг лентяи и дармоеды, то вопрос о своем собственном трудолюбии тоже сто́ит рассмотреть более пристально. Возможны и менее линейные связи, но тем не менее они есть.

Если во мне чего-то нет, то я и подумать об этом не могу. Целомудренный человек не поймет бо́льшую часть острот современных камеди-шоу. Весь их юмор, как правило, нацелен ниже пояса, поэтому если у человека нет никаких ассоциаций в этой связи, то он даже не догадается, что это была шутка. Так и с нашими страстями. Чем чаще мы что-то видим в других, тем выше вероятность того, что в нас самих оно гнездится, поэтому грех осуждения можно использовать как лакмусовую бумажку для работы над собой.

И вообще все святые в один голос уговаривают, чтобы каждый занимался своими собственными бревнами и не зарился на чужие сучки. Тогда, утверждают они, по мере того, как мы будем разбираться со своими «тараканами», увидим, что с остальными людьми на самом деле не все так плохо. До тех же пор, пока я вокруг себя вижу кучу недобросовестных лиц, о моем собственном духовном здравии говорить не приходится. В нашу земную логику это помещается с трудом. К тому же параллельно всплывает масса дополнительных вопросов. Как, к примеру, при всем этом иметь здравое суждение о чем бы то ни было, если всегда есть риск соскользнуть в осуждение? Как можно осуждать грех и при этом не осуждать самого грешащего? Как не перепутать неосуждение с толерантностью и равнодушием? Грань очень тонкая, и как ее нащупать – непонятно.

То, что мы понимаем Священное Писание и изречения святых отцов серединка на половинку, и то, что они у нас вызывают больше вопросов, чем дают ответов, является характерным симптомом. Ведь в то же самое время мы прекрасно разбираемся в вопросах, связанных с нашей профессиональной деятельностью, с легкостью ориентируемся в тематике футбола или политических реалиях, при этом не можем осознать и половины сказанного настоящими искренними христианами. Выходит, у нас гораздо больше общего со всеми таксистами страны, нежели с ними. Да и Христос нас интересует, положа руку на сердце, меньше, чем сводка новостей или эпопея семейных неурядиц нашей общей знакомой N. С одной стороны, мы не святые, поэтому так и живем. Хотя, с другой стороны, может, мы и не святые как раз потому, что так живем?

Подобное притягивается подобным. Знаю людей, которые постоянно жалуются, что им везде хамят. В то же самое время знаю и тех, с кем подобные оказии никогда не происходят. Живут они при этом в одной стране, а то и в одном городе. У.Теккерей в своем романе «Ярмарка тщеславия» этот казус объясняет следующим образом: «Мир – это зеркало, и он возвращает каждому его собственное отражение. Нахмурьтесь – и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним – и он станет вашим веселым, милым товарищем». Вот и думай после этого, действительно ли оно все вокруг так печально и беспросветно или все дело в выражении лица.

Екатерина Выхованец

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (322)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели