ПАСТЫРИ О СМИРЕНИИ Размышления в день Рождества Божией Матери

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости, потому что через рождение «Честнейшей Херувим» стало возможным наше спасение. Однако поговорить в этот день хотелось бы о неизменных наших спутниках — скорбях, которых в Своей жизни не избежала даже Матерь Божия, и смирении, которым Она оказалась столь богата. Об этом и педагогических уроках нынешнего праздника рассуждают священники Димитрий Шишкин, Сергий Бегиян, Димитрий Фетисов и диакон Валерий Духанин.

***

«Смирение предшествовало самому рождению Пресвятой Владычицы»

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):— Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — это событие особенное, чрезвычайное. Можно сказать, что это заря нового дня в жизни всего человечества, дня, когда гнев Божий прелагается на милость, проклятие сменяется благословением, тьма изгоняется светом, а вечная благодатная жизнь подаётся каждому, кто только захочет её принять.

Рождение Пресвятой Богородицы — это дар человечества Богу. Всё самое святое и чистое, что век за веком копилось в недрах человеческого духа, стремилось вопреки всему к Творцу — всё это нашло, наконец, совершенное воплощение в Той Единственной, Которая стала способна по своей совершенной кротости, смирению и чистоте сделаться Матерью Бога Вышнего, Пожелавшего ради нашего с вами спасения вочеловечиться и искупить всех нас от рабства греху и смерти.

Мы не случайно заговорили о смирении. Это главное и важнейшее основание духовной жизни, потому что мы знаем, что только смиренным Бог даёт благодать. А смирение предшествовало и самому Рождению Пресвятой Владычицы. Родители Её — святые праведные Иоаким и Анна — были уже в летах и бездетны, и много претерпели поношений и укоров за свою бездетность, которая в то время считалась признаком проклятия. Но за своё крайнее смирение, терпение и постоянство в вере они были почтены от Бога величайшей честью — стать родителями Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы просим смирения, то должны быть готовы принять все те скорби, неудачи, уничижения, посредством которых смирение приобретается

И если мы посмотрим на всю жизнь Пресвятой Владычицы, то увидим, что смирение и чистота, а также крайняя любовь к Богу были и остаются главными её чертами. Конечно, и нам, почитающим Пресвятую Богородицу, надо просить у неё этого дара смирения, потому что без смирения невозможно угодить Богу. Однако, если мы просим смирения, то должны быть готовы принять все те скорби, неудачи, уничижения, посредством которых смирение приобретается. Причём принимать без ропота и даже с благодарностью за то, что Господь подаёт нам эту счастливую возможность — учиться смирению. Ну, а в трудные минуты будем приводить на память то, сколько скорбей перенесла в своей жизни Пречистая Матерь: и когда была гонима от злокозненного Ирода, и когда Ее Божественный Сын встречал непонимание, укоры и насмешки от фарисеев и книжников, и особенно тогда, когда Господь за наши грехи был распят и страшной смертью умер на Кресте. Какими силами Пресвятая Дева всё это перенесла? — Конечно, силой осеняющей её благодати, но благодать эта, как мы говорили, подаётся только смиренным и кротким сердцем. Так что, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, будем подражать Её смирению и чистоте, будем просить Её, чтобы Она помогала нам, живя по-христиански, без ропота и со смирением переносить все приключающиеся с нами трудности и таким образом возрастать в любви к Богу и людям.

***

«Претерпевший до конца — спасется»

Священник Сергий Бегиян, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в городе Столбцы, Белоруссия:— Путь православного христианина — крестоношение. В этом каждый верующий уподобляется самому Спасителю, Который был «послушен Отцу даже до смерти» (Флп. 2:8) и Божией Матери, Которой также «оружие прошло душу» (Лк. 2:35). Без креста христианство вырождается в пустое морализаторство, толстовство, протестантство — во что угодно. Однако без креста не может быть и воскресения — и это очень важно. Христианство призывает нести свои скорби благодушно — без ропота и обиды на Бога и людей, поскольку мы веруем, что Господь дает каждому для спасения наилучшие условия. Но при этом христианство, как многие ошибочно думают, не творит «культа страданий». Мы совершенно не должны думать, что сами по себе боль, скорбные обстоятельства, болезни, — это «карма» христианина. Скорби — это воспитательные шлепки, которые Господь употребляет, когда видит, что Его чадо или идет не туда или расшалилось без меры. И чтобы научиться принимать эти подчас тяжелые удары со смирением, прежде всего нужно понимать их вынужденный характер. Почему в одной семье нет детей вовсе, а в другой их 10? Почему одни растут сиротами, а другие окружены любящими родственниками? Почему некоторые благоденствуют, а другие всю жизнь испытывают страдания? Все это неразрешимые для нас вопросы Промысла Божия. Но если мы верим в Бога, то должны и доверять Ему, что Он ставит нас в наиболее полезные для воспитания нашей души условия. Потому и «претерпевший до конца — спасется» (Мф. 10:22).

***

«Воспитание своих детей нужно начинать с самих себя»

Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:— Из всего множества смыслов величайшего праздника Рождества Богородицы мне бы хотелось подчеркнуть важность педагогического значения этого торжества, зачинающего весь наш церковный календарь.

Один мудрый педагог, когда некая мать пришла к нему с вопросом о том, когда следует начать воспитывать ребёнка, спросил: «А сколько ему?». «Пять лет», — ответила мать. «Тогда вы уже опоздали на 5 лет», — ответил многоопытный учитель.

Глядя на родителей Пречистой, мы можем сделать вывод о том, что начинать воспитывать своё чадо надо раньше зачатия

Глядя на родителей Пречистой — святых Иоакима и Анну, мы можем дополнить этого опытного мудреца, сделав вывод о том, что начинать воспитывать своё чадо надо раньше рождения, а если быть точнее — даже раньше зачатия. И воспитание своих детей нужно начинать с самих себя.

Мы не спроста подчёркиваем (в отличие от католиков), что зачатие и Рождество Пресвятой Девы происходило естественным путем — таким же, как и у всех нас, обычных людей. Этим мы ещё более возвеличиваем подвиг Матери Божией, ставшей Чистейшим и Совершеннейшим Человеком на земле — благоуханным и непорочным приношением Богу от всего человечества, без добровольного участия которого невозможно бы стало спасение всего мира.

И этим мы налагаем дополнительную ответственность на себя, понимая как родители, что и этот праздник и вся история нашего спасения были бы невозможны без благого влияния на будущую Богородицу её славных родителей — Иоакима и Анны.

Священное Писание и Священное Предание благоговейно умалчивает о подробностях воспитания Пречистой Отроковицы Ее праведными родителями. Мы ничего не знаем о том, как молилась праведная Анна, нося под сердцем Ту, Которая потом сможет вместить в Себя «Носящего мир». Мы видим лишь некий итог подвига её родителей — как некую заоблачную для нас, труднодостижимую вершину, к которой нужно стремиться для того, чтобы вкусить хоть малую частичку той радости, которую испытали и испытывают теперь в вечности родители Матери Божией.

Будем и мы искренне подвизаться, стараясь от всего сердца стяжать добродетели, дабы и нам, глядя на наших детей, прославить Бога, как некогда это сделали Иоаким и Анна, видя благой Плод, Рождённый и Взращенный ими в теснейшем соработничестве со Творцом — Пресвятую Богородицу.

***

«Пресвятая Дева искренно любила Бога, Она являла Ему верность до конца во всем»

Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:— Один подвижник благочестия сказал: «Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания». Действительно, если задуматься, то что мы можем принести Богу? Нам и похвалиться-то нечем: ни духовными подвигами, ни жизненными достижениями. Вот Божия Матерь принесла Господу Свою чистоту и непорочность. Она, как это было открыто преподобному Силуану Афонскому, никогда не согрешила даже в мыслях. Представьте, что это значит! Обыкновенно мы, даже если очень хотим, не можем удержаться от греховного дела, от недоброго слова, тем более, от роя страстей в уме и сердце. Мы часто даже не замечаем, что грешим, потому что грехи вошли в нашу привычку как что-то естественное. А Пресвятая Дева искренно любила Бога, Она являла Ему верность до конца во всем и поэтому никогда не согрешила даже мыслью. И при всем при том, Она не была избавлена от превратностей земной жизни, пережила самое страшное, что только может пережить мать — смерть единственного Сына. Если же Сама Пресвятая Дева, несмотря на Ее чистоту и непорочность, терпела несправедливости, то что говорить про нас?

Для грешного человека несправедливости жизни — это единственное, что его еще может спасти

Для грешного человека несправедливости жизни — это палочка-выручалочка, это единственное, что его еще может спасти, надо только правильно к этому относиться. Добродетелей мы не имеем, духовных подвигов нести не способны, молиться толком не научились… Что остается? Только терпеть то, что посылает Бог. Господь к нам подходит как мудрый врач, который знает, какое лекарство употребить — одному горькие таблетки, другому пластырь перцовый, а третьему надо срочно вырезать больную часть органа. Неужели мы думаем, что Бог не способен избавить нас от несправедливостей жизни? Но тогда ведь мы про Него и вспоминать-то не будем. Поэтому христианину всегда важно говорить себе: «Да, я не понимаю, почему это случилось, но меня видит Бог, и Он знает, что мне полезней. Пусть будет воля Его, предаю себя в Его руки». Когда мы перестаем гнуть «свою правду» и принимаем страдания, как посланные Богом для нашей пользы, в душе воцаряется мир, уходит негодование. Потому что свое «я» уходит в сторону, а в центр поставляется воля Божия, и тогда душа становится свободней, в ней нет никаких оков. Наверное, нет большего блага, чем свобода души, но для этого надо освобождаться от того, что внутри изъедает нас — ропота на судьбу, обиды на равнодушие ближних, зависти к чужому благополучию.

Конечно, душа смиряется не сразу. Но ведь мы можем всегда обратиться за помощью к Матери Божией. Она пережила самые страшные скорби, и потому Она с нами в любых наших скорбях. Если мы знаем это, то всегда можем от сердца обратиться к Ней: «Пресвятая Дева, Матушка Небесная! У меня нет сил, помоги, укрепи меня в скорбях и жизненных испытаниях, яви мне Твою благодатную помощь». И Царица Небесная за искренность прошения поможет так, как любящая мать помогает своему пусть и непослушному, но искренно просящему ребенку.

Подготовила Анна Ерахтина

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели