Украинский церковный кризис: разрыв евхаристического общения – что дальше

Новый этап кризиса вокруг украинской автокефалии.
Украинский церковный кризис: разрыв евхаристического общения – что дальше

Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.

В Заявлении, в частности, сказано: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — указывается в документе.

Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и назначил своих экзархов. После  этого Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест против данных действий Константинопольского Патриархата и принял решение о приостановлении сослужения с иерархами Константинопольского Патриархата. Аналогичное решение принял и Синод УПЦ.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал глав Церквей к общеправославному обсуждению ситуации на Украине. Односторонние  и антиканонические действия Константинополя осудили практически все главы Поместных Церквей.

11 октября Синод КП принял решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета из «Киевского Патриархата» и Макария из Украинской Автокефальной Церкви, а также объявил о желании вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата, отменив «юридическое обязательство синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского».

Разрыв евхаристического общения  – это довольно часто встречающийся способ высказать другу другу протест

Доктор юридических наук, специалист в области церковного права и византинистики Алексей Величко

– Как вы прокомментируете разрыв евхаристического общения между нашими Церквями?

– Мой взгляд не будет здесь оригинален. Начнем с простого. Можно ли считать наш ответ адекватным проискам Константинополя? Честно говоря, не вижу в нем ни жестокости, ни принципиальности, а главное, никаких перспектив. Если рассуждать прагматично и сравнивать наш образ действий с действиями Патриарха Варфоломея, то, что он может сделать – совершенно очевидно. Он может принять томос. Или, как сегодня уже открыто говорят, поставить совместно с Румынским Патриархом Даниилом вопрос о том, что Молдавская Православная Церковь выходит из под омофора Московского Патриарха и присоединяется к Румынии. И так далее, и тому подобное. Запас идей у Патриарха Варфоломея чрезвычайно велик. А что Русская Православная Церковь может противопоставить? Что есть у нас? Может быть, мы можем поднять греков Америки, эту двухмиллионную паству, и предложить им отпочковаться от Константинополя?…

Честно говоря, не понимаю сегодняшнего решения Синода. В чем же состоит перспектива этого ответа?

Ну, прекратим евхаристическое общение. Это ужасно, это плохо и очень плохо. Но что это значит? Это значит, что я теперь не могу причащаться в Константинополе, а константинопольский грек не может причащаться в Москве. Но есть же еще Афон, который находится под омофором Константинопольского Патриарха. То есть теперь, по приезде на Афон, я тоже не смогу причащаться? Честно говоря,  я ожидал сегодня иного ответа на действия Константинопольского Патриархата. Я ждал ответа, который настроен не на военные действия, а на мирные и компромиссные варианты. Я обескуражен решением Священного Синода.

– Все помнят, что в 1996 году мы уже разрывали евхаристическое общение с греками из-за Эстонии, но потом примирились.

– Действительно, было такое. Но Эстония и Украина – величины неравнозначные. Эстонская территория в малой степени подвержена православию. Там превалируют протестанты. В отличие от Украины, которая традиционно является территорией православной. Вы правы, разрыв евхаристического общения  – это довольно часто встречающийся способ разных Поместных Церквей высказать другу другу ноту протеста. По обыкновению это нередко заканчивается тем, что общение восстанавливается. Но не всегда. В 1054 году две Церкви – Римская и Константинопольская – прервали евхаристическое общение. В  конце концов это привело к расколу единой Вселенской Церкви. Говорить – «в очередной раз прекратили общение. Ну и что?» – даже странно. Может быть «ну и что», а может быть «совсем не ну и что». Увы, это может привести, не дай Бог, к более печальным событиям.

Уже известно, что Александрийская и Антиохийская Церкви согласились собраться на всеправославное совещание и всецело обсудить сложившуюся ситуацию. Мне кажется, что надо было дождаться этого совещания, во всей полноте обсудить и только после него принимать решение о разрыве евхаристического общения.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели