КОЛЕБАНИЯ ГОРЫ АФОН И УКРАИНСКИЙ ВОПРОС

Делегация СЦУ в Новом ЭсфигменеДелегация СЦУ в Новом Эсфигмене

В последнее время в церковной среде события развиваются настолько стремительно, что за ними трудно уследить. Мы часто говорили о роли, которую в этих событиях сыграл Константинопольский Патриархат в качестве соучастника экуменических планов Запада, целью которых является объединение всех «христианских вероисповеданий», а затем и всех «религий», в конечном итоге направленное на распространение безбожия, то есть на обожествление человека (или, скорее, некоей группы людей). Поскольку нам известно о трудном положении Вселенского Патриархата, по сути являющегося заложником Турции и его могущественных покровителей – Америки и Германии, было бы странно ожидать чего-то другого.

Это не означает, однако, что мы должны оплакать свою судьбу – напротив, мы должны противостоять такому развитию событий и компенсировать слабость Патриархата. Особый акцент на сохранении неподдельной и точной православной веры на протяжении веков делали в Афонском монашеском государстве, которое с момента своего основания настаивало на своем самоуправлении: «Дабы не подчинилась Лавра никакому внешнему лицу, ни патриарху… но оставалась самоуправляемой и самовластной»[1].

Эти привилегии впоследствии были закреплены во всех Уставах монашеского государства от императоров Иоанна Цимисхия, Константина IX Мономаха, Алексея I Комнина, Андроника II Палеолога, а поминался только епископ Иериссоса (которого вызывали лишь тогда, когда необходимо было участие архиерея, как, например, засвидетельствовано в случае хиротонии святого Саввы Сербского в Хиландарском монастыре[2]).

Что же произошло сейчас в связи с украинским вопросом? Краткий экскурс в историю покажет, насколько велика ошибка признания автокефалии[3] и насколько серьезен вызов, брошенный России. Русское Православие началось в Киеве с крещения князя Владимира – впоследствии святого Владимира – и всего народа в 989 году, а затем распространилось по всей территории России. В 1462 году центральное управление было перенесено в столицу, в Москву, где был учрежден Патриархат[4]. При этом Русская Церковь никогда не забывала о своих географических истоках и предоставляла каждому митрополиту Киевскому почетное место постоянного вице-председателя Священного Синода Московского Патриархата. Запад не замедлил воспользоваться этими изменениями, попытавшись вторгнуться на Украину в XVI веке через унию (якобы ради польского меньшинства в стране).

Эти попытки были возобновлены Ватиканом после Октябрьской революции и продолжались в течение всего периода между Первой и Второй мировыми войнами, когда были поставлены католические (униатские) епископы, притом что на этой территории проживало лишь незначительное число католиков. Воспользовавшись бедностью граждан и при поддержке западных центров управления, они усилили тенденцию к отделению от России, и в результате троянский конь унии перетянул на свою сторону значительную часть населения региона. И если запрет унии при Сталине способствовал почти полному исчезновению ее на Украине, то позже, в годы перед распадом Советского Союза, предоставление гуманитарной помощи и присутствие делегаций иезуитских миссионеров и епископов, призванных контролировать ее распределение, привели к новому укреплению унии. Тогда же стали предприниматься и попытки вывести православных из-под влияния Московского Патриархата. В 1992 году был создан независимый от Москвы «Киевский патриархат», и тем самым отделение было завершено. Причем псевдопатриарх называет себя патриархом «Киевским и всея Руси»!

Закономерен вопрос: существует ли для Русской Церкви более серьезный вызов, нежели отчуждение территории, на которой жили и творили великие дела как ее первый святой, так и подвижник недавнего времени – святой Владимир и святой Лука Целитель?

Если Церковь хочет изменить свои административные границы, то это должно быть сделано с большим уважением к истории и спустя долгое время после геополитических событий, с согласия всех Поместных Православных Церквей и прежде всего ради блага верующих и единства во Христе. Если истинные чада Христовы познаются по своей любви друг к другу, то они не могут вступать во взаимные столкновения по велению одержимых властью политиков.

Как бы то ни было, совершенно точно одно: не согласуется с духом Православия предоставление автокефалии одним Патриархатом (пусть даже и называемым Вселенским) поместной церкви, в данном случае церкви с маленькой буквы, глава которой имеет хиротонию от псевдопатриарха и, следовательно, является мирянином!

Но оставим это в стороне. Как известно, Вселенский Патриархат на праздник Богоявления предоставил автокефалию церкви Украины. Затем он попросил Священный кинот горы Афон отправить делегацию на интронизацию нового митрополита. Ввиду отказа Священного кинота было оказано индивидуальное давление на двух игуменов – монастырей Ксенофонта и Ватопеда – с целью убедить их присутствовать на интронизации лично (но не в роли представителей Афона). В итоге присутствовал только один из них, так как другой внезапно заболел. Думаю, что факты говорят сами за себя.

Ситуация осложнилась 10 февраля, когда делегация новой церкви Украины, возглавляемая епископом Павлом (Юристым), приехала с визитом на гору Афон. В то время как несколько монастырей отказались принять эту делегацию (монастыри святого Пантелеимона, Зограф, Дохиар, Симонопетра), другие ее приняли (Ксенофонт, Пантократор, Ватопед), а в Новом Эсфигмене делегация встретила крайне теплый прием с многочисленными знаками внимания и обещаниями нанести ответный визит на Украину. Более того, монастырь выложил в интернет соответствующие видео.

Остается вопрос, состоящий из двух частей: по какому праву Вселенский Патриархат оказывает давление на гору Афон, и почему он получает частичное признание своих действий?

Действующая Уставная хартия Святой горы Афон (УХГА) обеспечивает самоуправление Святой горы, а в отношении Вселенского Патриархата предусматривает только поминовение патриарха и осуществление им надзора за соблюдением положений Устава[5]. В частности, в вопросах приема гостей гора Афон располагает исключительной компетенцией[6].

На первую часть вопроса ответ находится: возможная поддержка со стороны горы Афон усилила бы позиции Вселенского Патриархата в украинском вопросе и послужила бы для всемирного Православия некоей гарантией, печатью православности его действий. На вторую же часть вопроса нет ответа, возможно лишь единственное объяснение: Афон надеется на экономическую поддержку со стороны покровителей как Украины[7], так и Вселенского Патриархата и Турции.

Объяснение одно: афонские монастыри надеются на экономическую поддержку со стороны покровителей Украины и Фанара

Не будем забывать, что замена поминовения епископа Иериссоса на поминовение Вселенского патриарха исторически связана с подъемом Османской империи. В то время Святая гора нуждалась в защите Вселенского Патриархата от Высокой Порты. В настоящее время роли поменялись местами. Сегодня патриарх нуждается в духовной поддержке Святой горы и Элладской Православной Церкви. По этой причине может восприниматься только как историческая и экклезиологическая ирония тот факт, что при номинальном возвышении епископа Иериссоса до митрополита Иериссоса и Святой горы Афон прекратилась всякая его духовная власть над Святой горой!

Из всего этого ясно одно: ключ к разрешению разногласий, к прекращению духовного падения и распространения неверно понятого экуменизма находится в руках Элладской Православной Церкви.

Если Греческая Церковь решительно откажется признать украинскую псевдоцерковь, то она не будет признана и другими Поместными Церквями.

Активная позиция Церкви Греции может принести мир Церкви, поскольку позволит ограничить Вселенского патриарха и спокойно вздохнуть Московскому Патриархату.

Разве допустимо, чтобы в эти святые дни на Святой Земле, где принял мучения, был распят и воскрес Господь, верующие были разделены, тысячи паломников из России и Греции не имели церковного общения между собой, и все это из-за политических установок? На каждом святом последовании мы молимся «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех».

Так давайте сделаем все возможное, чтобы Воскресший из мертвых Господь нашел нас примиренными и едиными!

Перевод с греческого осуществлен под редакцией Афанасия Зоитакиса

Журнал «ΕΝΟΡΙΑΚΗ ΕΥΛΟΓΙΑ» («Приходское благословение»). Вып. 200. 2019. Апрель

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (45)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели