ПРОВОКАЦИЯ ПРОТИВ ГЛАВЫ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ, СТРАСТИ ПО УНИАТСТВУ И РУБИКОН ФАНАРА 10–16 июня 2019 года в Православном мире: новости и аналитика

События на Украине

Представители «ПЦУ» захватили церковный дом Успенского прихода села Погребы Броварского района Киевской области.Представители «ПЦУ» захватили церковный дом Успенского прихода села Погребы Броварского района Киевской области.

Прошло около двух месяцев с момента победы Владимира Зеленского на президентских выборах. За это время украинцы услышали его заявления по различным проблемам внутренней и внешней политики, однако до сих пор остается непонятной программа его действий в сфере государственно-церковных отношений. Хотя запрос на проведение прозрачной и понятной религиозной политики внутри Украины поистине огромный. Без преувеличения, миллионы верующих Украинской Православной Церкви ожидают, когда Зеленский наконец выскажется в отношении захватов храмов, избиений прихожан, дискриминации по религиозному признаку и по многим другим острым проблемам, ставящим под удар межконфессиональный мир в стране.

На этом фоне все популярнее становится формат видеообращений, в которых общины УПЦ просят президента защитить их от произвола церковных рейдеров. Такие обращения уже записали православные верующие Жидычина, Стенки, Задубровки и других населенных пунктов Западной Украины, в которых не прекращаются религиозные конфликты и происходит нарушение прав паствы канонической Церкви.

Реакция Зеленского на эти просьбы о соблюдении закона пока неизвестна, однако хоть какую-то определенность в отношении принципов работы новой команды в религиозной сфере внес глава партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков в интервью изданию «Страна.юа»:

«Государство должно оставить ряд вопросов, которые разделяют общество. Люди должны разбираться в этом сами. Если мы говорим о роли государства в данном процессе, она должна быть следующей: соблюдение законов и интересов всех, независимо от того, в какую Церковь вы ходите или вообще ходите ли вы в Церковь. Если появляются горячие головы, должны включаться правоохранительные органы. Несмотря на то, у кого какая нашивка, крестик или к какому духовнику он ходит».

Без сомнения, позиция Разумкова вполне демократична и соответствует ожиданиям представителей любой религиозной организации. Но, к сожалению, его слова пока что остаются простой декларацией.

В пользу справедливости данного тезиса говорит факт продолжения рейдерских атак на храмы УПЦ и бездействия полиции, в силу каких-то причин не желающей останавливать беззаконие.

В качестве свежего примера можно привести инцидент в селе Погребы Киевской области.

11 июня 2019 года около 40 активистов «ПЦУ» подошли к церковному дому, который принадлежит общине УПЦ, и вытолкали охрану, которая находилась там на основании юридического договора. При этом один из рейдеров распылил слезоточивый газ прямо в глаза представителю охранной службы. Сотрудники полиции даже не попытались задержать правонарушителя, хотя стояли всего в метре от него. А вот когда на церковную территорию захотели зайти верующие УПЦ – правоохранители резко активизировались и начали оттеснять их от группы захватчиков.

По мнению экспертов, пока еще подобные инциденты можно списать на то, что процесс смены власти не завершился. Ведь продолжает работать старый Кабинет министров, продолжают работать главы местных администраций. И если в отношении последних Зеленский может принимать кадровые решения (на прошлой неделе он уволил 15 губернаторов и нескольких областных глав СБУ), то новое правительство появится только после выборов в парламент.

А пока этого не произошло, чиновники старого состава Кабмина продолжают де-факто проводить политику предшественника Зеленского – Петра Порошенко.

В частности, об этом свидетельствует возрождение отдельного государственного органа по делам религий и национальностей (о таком сценарии говорили еще в начале года, когда Порошенко был президентом).

Напомним: государственная структура, регулирующая деятельность в области религии, была впервые создана на Украине в 1965 году Никитой Хрущевым. Тогда она называлась Государственным комитетом по делам национальностей и религий. Орган существовал до 2010 года, после чего был ликвидирован, а его полномочия переданы Министерству культуры. С тех пор он действовал в формате «департамента» и не имел статуса юридического лица.

Теперь же структура вновь обретает серьезные полномочия и возможности.

Государственный орган по делам религий и национальностей на Украине вновь возрождается и получает серьезные полномочия

Так, предполагается, что «государственная служба сможет более оперативно осуществлять все необходимые регистрационные процедуры, оперативно урегулировать конфликтные ситуации в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений, обеспечивать соблюдение прав человека».

Конечно, тематика конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений действительно заслуживает внимания со стороны государства, однако эксперты напоминают, что вопросы религии и национальностей – это две наиболее взрывоопасные сферы в любом обществе. И если политика государства в соответствующей сфере будет осуществляться в грубой или крайне правой манере, то можно получить «гремучую смесь» этнических и религиозных конфликтов «в одном флаконе». А в нашем случае оба направления будут отданы в руки одной структуры, на должность главы которой претендует нынешний директор Департамента по делам религий и национальностей Андрей Юраш (дискредитировавший себя дискриминацией УПЦ и прямой поддержкой «ПЦУ»).

В данной связи стоит обратить внимание на его слова о том, что новый орган власти будет не просто анализировать происходящее в сфере религии, но и непосредственно влиять на ситуацию: «Именно отсутствие такой полновесной структуры, которая могла бы не просто рефлексировать, но и творчески модерировать ситуацию на соответствующих участках, была одной из причин, почему на Украине возникла драматическая ситуация на стыке 2013 и 2014 годов».

Интересно, что именно при Андрее Юраше на Украине резко возрос уровень религиозных конфликтов, а также нарушений прав верующих. Соответствующие факты были зафиксированы даже международными структурами, в частности управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Впрочем, в Министерстве культуры, где работает Юраш, критику зарубежных институций или попросту игнорируют, или же прикрывают отрицанием наличия проблем с религиозными свободами. А зачастую и вовсе обвиняют в создании конфликтных ситуаций Украинскую Православную Церковь – то есть пострадавшую сторону.

На фоне столь удручающего положения дел прозвучал еще один тревожный звонок.

В упомянутом нами интервью Дмитрия Разумкова было сказано, что в состав комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности может войти сын Андрея Юраша – Святослав. А ведь речь идет о структуре, которая при старой власти отметилась целым рядом т.н. антицерковных законопроектов.

«Ну… скажем, Юраш был бы неплохим претендентом на работу в таком комитете», – заявил глава партии «Слуга народа».

В среде верующих УПЦ это прозвучало набатом и прямым намеком на то, что деятельность госорганов времен Порошенко по «удушению» канонической Церкви будет продолжена.

Это заставило паству организовать флеш-моб с призывом голосовать на сайте партии «Слуга народа» против кандидатуры Юраша-младшего. По мнению верующих, Святослав Юраш может использовать механизмы парламентских институций для поддержки и продвижения политики своего отца как возможного главы отдельного государственного органа по делам религий и национальностей.

В данном контексте показательно то, что раньше Юраша в команде Зеленского позиционировали как эксперта по внешней политике и диджитал-направлению. И то, что сейчас его стали продвигать в области культурной и религиозной политики, не может не вызывать определенных опасений. Ведь если Юраш-старший получит новую должность, а Юраш-младший попадет в парламентский комитет, то де-факто можно будет говорить о «приватизации семейным подрядом» важнейших механизмов исполнительной и законодательной властей в сфере государственно-церковных отношений.

События в Православном мире

О продолжении религиозного курса Порошенко могут свидетельствовать и поздравительное письмо, направленное Зеленским патриарху Варфоломею по случаю именин главы Фанара.

Согласно тексту поздравления, который опубликовал греческий ресурс «Ромфея», глава Украинского государства выразил надежду на «дальнейшее конструктивное сотрудничество» с патриархом.

Такая формулировка вызывает много вопросов. Например:

– означает ли это, что Зеленский намерен соблюдать договор, подписанный между Порошенко и Варфоломеем в ноябре прошлого года?

– стоит ли ожидать того, что гарант Конституции, как сказано в соглашении, продолжит «создавать» ПЦУ и способствовать приобретению Константинополем недвижимости на Украине для открытия так называемых ставропигий?

Как нам кажется, ответы на них украинцы получат сразу же после парламентских выборов.

Стоит также отметить, что поздравил патриарха Варфоломея и глава «ПЦУ» Епифаний, который специально для этого прибыл в Стамбул. Одновременно с раскольником в Турцию приехал и глава Элладской Православной Церкви архиепископ Иероним.

В связи с этим в СМИ появилось больше количество домыслов и фейков. В частности, сообщали о «совместной молитве» Епифания и Иеронима, «признании» «ПЦУ» Элладской Церковью и т.д.

Что же произошло на самом деле?

Действительно, 10 июня 2019 года архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним присутствовал на вечернем богослужении в монастыре «Живоносный Источник». Оказалось, что там же находился и Епифаний.

По данным экспертов, для архиепископа Иеронима данный факт оказался «неприятным сюрпризом», поскольку он не знал о прибытии Думенко в Стамбул.

На это, в частности, указывает то, что сразу после вечерней службы глава Элладской Церкви улетел обратно в Грецию (в результате он не принял участия в праздничной торжественной Литургии, которую служили на следующий день).

Глава Элладской Церкви, узнав, что на службе присутствовал Епифаний, улетел обратно в Грецию

Согласитесь: странно, когда человек приезжает поздравить кого-то с именинами, но сразу уезжает, так и не побывав на главном торжестве. Это может означать только одно: архиепископ Иероним не хотел участвовать с Епифанием в совместном богослужении и таким образом выразил свое недовольство организованной против него провокацией.

В пользу таких выводов говорят и слова самого главы «ПЦУ» о том, что его визит в Стамбул официально не планировался и не анонсировался: «Мой приезд в Константинополь хотя и не был заблаговременно спланирован и объявлен, обусловлен намерением еще раз выразить благодарность “ПЦУ” и мою лично за все добрые деяния Вашей Всесвятости (патриарха Варфоломея. – Ред.) для благочестивого украинского народа».

Из этого можно сделать вывод о том, что патриарх Варфоломей хотел просто использовать предстоятеля Элладской Церкви для признания «ПЦУ» «явочным порядком». Ведь если бы архиепископ остался еще на один день, ему бы пришлось сослужить с Епифанием. И этот факт представили бы как «признание ПЦУ».

Однако провокация не удалась, и теперь Константинополь может потерять единственного потенциального союзника в данном вопросе. По мнению экспертов, глава ЭПЦ не забудет неудобную и бьющую по его авторитету ситуацию, в которую его поставил патриарх Варфоломей.

Также необходимо отметить, что помимо архиепископа Иеронима на празднование именин Варфоломея не приехал ни один предстоятель другой Поместной Церкви! Это говорит о том, что

Показательно, что на празднование именин Варфоломея не приехал ни один предстоятель Поместной Церкви

Константинополь оказался в глухой изоляции из-за своих действий на Украине.

Более того, даже если патриарх Варфоломей и не приглашал гостей самого высокого уровня, это означает только одно: глава Фанара опасался негативной реакции на присутствие Думенко. Ведь можно только представить, какой удручающий эффект для «первого без равных» произвел бы массовый отъезд предстоятелей Поместных Церквей из-за присутствия на богослужении раскольника из «ПЦУ»!

Впрочем, стоит отметить, что удары по своему авторитету Константинополь получает и с совершенно неожиданной стороны, а именно своего «украинского детища».

Речь идет о присутствии 26 мая 2019 года представителей черногорского раскола на «богослужении» в Михайловском монастыре, в котором принимал участие митрополит Галльский Эммануил. Верхом фарса стало то, что «архимандрит» Борис Божович даже получил благословение от представителя Константинопольской Церкви. Когда же информация о скандале широко разошлась по различным СМИ, офис Константинопольского Патриархата в комментарии изданию Orthodoxie.com был вынужден заявить, что это был не зависящий от Фанара «инцидент», поскольку митрополит Эммануил не мог знать, кто присутствовал на «литургии», в которой участвовало около 100 «священнослужителей».

Однако данное пояснение прозвучало не очень убедительно.

Ведь обо всем хорошо знал Епифаний. Божович попросту не смог бы попасть на «богослужение» без приглашения руководства «ПЦУ».

Именно поэтому, хотя в структуре Думенко и уверяют, что не хотели никого поставить в неудобное положение, в это сложно поверить.

Такие вещи легко просчитать, и Епифаний не мог не понимать, что присутствие представителей раскольнической структуры повлечет обвинения в отсутствии церковной дисциплины и оскорблении Сербской Православной Церкви. Это же вопрос элементарных дипломатических принципов. А раз так, то похоже на то, что «ПЦУ» не намерена отказываться от наследия «Киевского патриархата» в виде связей с раскольниками из Черногории, Македонии и других стран.

К сожалению, негативный опыт общения с представителями бывшего «УПЦ КП» ничему Фанар не научил, и он продолжает погружаться в трясину скандалов и двусмысленных ситуаций.

На прошлой неделе «Волынскую епархию ПЦУ», которую возглавляет Михаил Зинкевич, посетил митрополит Анейский Макарий. При этом представитель Константинополя не погнушался нанести визит в село Жидычин.

Напомним, что 22 февраля 2019 года в этом населенном пункте сторонники «ПЦУ» срезали болгаркой замки и захватили храм УПЦ, при этом избив нескольких верующих канонической Церкви.

Можно только представить, насколько возмутил пострадавшую сторону визит Константинопольского эмиссара к ее обидчикам. «Мне очень интересно, как чувствовал себя митрополит Анейский Макарий (Константинопольский Патриархат) в Жидычине, когда, буквально за забором, молятся в приспособленном помещении настоящие владельцы храма, который он посещал», – отметил у себя в Фейсбуке волынский священник Олег Точинский.

Вряд ли такое отношение Константинополя к верующим УПЦ поможет «исцелить» раскол и «объединить» украинское Православие. Впрочем, судя по всему, цель визита митрополита Макария в этом и не состояла. Дело в том, что Михаил Зинкевич является одним из потенциальных союзников Филарета, который анонсировал на 20 июня т.н. «народно-церковный собор». По его итогам планируется «воскресить» «Киевский патриархат» и дезавуировать томос, полученный от патриарха Варфоломея.

В данной связи можно предположить, что визит Макария обусловлен задачей недопущения Зинкевича к участию в «соборе» Филарета, который угрожает окончательно похоронить признание «ПЦУ» и остатки авторитета патриарха Варфоломея.

При этом сам глава Фанара, как уже кажется, перешел свой Рубикон.

Об этом, в частности, свидетельствует материал греческого издания Vimaorthodoxias.gr.

В нем идет речь о том, что 11 июня 2019 года в Никосии митрополитом Галльским Эммануилом было зачитано письмо патриарха Варфоломея к Кипрской Православной Церкви.

В данном послании, пронизанном духом «папизма», в самых жестких и не терпящих альтернативного мнения формулировках было фактически указано на главенствующую роль Фанара в Православном мире и право Константинополя вершить судьбы других Поместных Церквей.

Раскол раскольников

«Форум украинской интеллигенции»«Форум украинской интеллигенции»

Конфликт между Епифанием и Филаретом вышел на «финишную прямую».

10 июня 2019 года Филарет выступил на «Форуме украинской интеллигенции» в защиту «Киевского патриархата», где во всеуслышание отрекся от томоса.

«Этот томос мы не принимаем, потому что мы не знали содержания томоса, который нам дали. Если бы мы знали содержание, то 15 декабря не голосовали бы за автокефалию. Потому что нам не нужно переходить из одной зависимости в другую», – заявил Филарет.

По его мнению, украинцев попросту обманули с «автокефалией».

«Томос, который мы получили, не соответствует тому, чего мы ждали. То есть это не такой томос, который имеют другие автокефальные Православные Церкви, такие как Греция, Румыния, Болгария, Сербия, Польша, даже Чехия и Словакия. Мы имеем томос такой, который ставит нас в зависимость от Константинопольского Патриархата. Хотим мы быть в другой зависимости? Были в зависимости от Москвы, оторвались. А теперь попали в другую зависимость – от Константинополя. Митрополит Епифаний – слуга вселенского патриарха, который выполняет его волю», – подытожил все еще «почетный патриарх» «ПЦУ».

Чтобы освободиться от этой зависимости, Филарет и анонсировал на 20 июня 2019 года проведение «поместного собора», который должен отменить нелегитимные, по его мнению, решения декабрьского «объединительного собора». При этом он несколько раз подчеркнул, что не он отделяется от «ПЦУ», а «ПЦУ» отделяется от «Киевского патриархата», который никогда не прекращал свое существование.

Примечательно, что со стороны Епифания до сих пор не последовало никаких жестких действий в отношении «почетного патриарха». В последовавшем после форума официальном заявлении «ПЦУ» не сказано прямо о возможном отлучении Филарета от «церкви» или анафеме. Подчеркнуто только, что проведение упомянутого «собора» будет означать «отделение организаторов и участников таких соборов от Православной Церкви Украины со всеми каноническими и юридическими последствиями».

Страсти по униатству

13 июня было обнародовано содержание частной беседы, состоявшейся между папой Франциском и общиной иезуитов во время поездки понтифика в Румынию.

Во встрече принимали участие 22 члена ордена иезуитов, в том числе настоятель европейско-средиземноморской иезуитской провинции Джанфранко Матараццо и ассистент генерального настоятеля ордена иезуитов для Южной Европы Хоакин Барреро.

Румынские иезуиты спросили папу о роли греко-католической общины, которая, судя по всему, себя исчерпала (тем не менее, в ходе своей поездки в Румынию Франциск беатифицировал семерых униатских епископов).

«Существует определенная культура и пастырская жизнь, которую следует сохранять и оберегать, однако сегодня путь униатства неприемлем. Более того, я бы сказал, что сегодня он недопустим. Однако в сегодняшнем дне нужно уважать сложившуюся ситуацию и помогать греко-католическим епископам работать с верующими», – процитировал ответ понтифика портал Vatican News.

Резюме

1) Письмо патриарха Варфоломея к Кипрской Церкви указывает на то, что Фанар не собирается сворачивать с пути подчинения Православного мира своему диктату.

В этой связи стоит отметить, что в недавнем интервью патриарха Александрийского Феодора, а также в комментарии одного из иерархов Александрийского Патриархата митрополита Серафима прозвучал интересный тезис, который раньше не озвучивался представителями Поместных Церквей. Речь идет о том, что перед тем, как собирать Всеправославный Собор, нужно организовать встречу между патриархом Варфоломеем и патриархом Кириллом. И только после того, как они придут к какой-то договоренности, собрать совещание предстоятелей Поместных Церквей.

Это явно новый мотив в процессе обсуждения «украинского вопроса».

В Александрийской Церкви предложили организовать встречу… патриарха Варфоломея с патриархом Кириллом

И его можно оценивать по-разному.

С одной стороны, это может быть желанием «греческих» Церквей дать патриарху Варфоломею шанс на то, чтобы выйти из тупиковой по сути ситуации, сохранив лицо.

С другой стороны, это можно трактовать как намерение сохранить статус-кво и защитить «греческий мир». В этом случае, наоборот, именно патриарха Кирилла будут принуждать или уговаривать пойти на компромисс и сделать какие-то уступки Фанару.

Объективно говоря, на данный момент не просматривается никакой возможности для достижения компромисса после заявлений как с одной, так и с другой стороны. К тому же о каком компромиссе может идти речь, если действия патриарха Варфоломея однозначно антиканоничны. И как быть с его претензиями на главенство в Православном мире?

Именно поэтому «украинская проблема» выходит далеко за пределы юрисдикционных споров.

В этой связи единственной разумной и четкой позицией выглядит призыв болгарского митрополита Даниила об осуждении претензий Константинополя на особые привилегии и защите канонического порядка в Церкви.

Нужно наконец понять: любые половинчатые решения и компромиссы не приведут к миру, а только отсрочат катастрофу. Ради сохранения Церкви эффективнее низложить патриарха Варфоломея, чем довольствоваться фальшивыми и вынужденными полумерами.

Больше нужно бояться не раскола, а отравления Церкви ересью «первого без равных».

2) После несоблюдения Ватиканом Гаванской декларации слова папы Римского об униатстве следует воспринимать крайне осторожно.

В пользу такого тезиса, в частности, говорит комментарий публициста Александра Вознесенского:

«Сейчас некоторые увидели новость о встрече папы с монахами-иезуитами, где была затронута также тема униатства.

На этом сайте можно переключать язык, и в зависимости от языка меняется контент: где-то появляются новости, которые касаются именно этого региона, а какие-то пропадают. Так вот, в большинстве случаев этой новости о разговоре об униатах в Румынии нет. В том числе и на итальянском, который, как правило, наиболее полно освещает новости этого сайта. Нет, например, и на немецком, рассчитанном на крупную аудиторию.

В английской версии кратко лишь затронута тема негатива: якобы мы поддерживаем позицию Иоанна Павла II и должны развивать восточное и западное христианство и поэтому, отказавшись от униатизма, должны помогать униатским епископам.

Поскольку речь шла о Румынии, то текст есть и на румынском, и там мы находим: “Но сегодня униатизм уже не является путем, ведущим вперед. Более того, я бы сказал, что сегодня это уже не разрешено. Но в то же время необходимо уважать ситуацию и помогать греко-католическим епископам работать с верующими”.

А далее открываем украинскую версию и улыбаемся. Дело в том, что здесь Ватикан подал материал так, что это якобы иезуит, вопрошающий у папы, говорит о том, что уния себя исчерпала, а папа ему, наоборот, отвечает, что, дескать, мы должны их поддерживать: “Один из следующих вопросов касался Румынской греко-католической церкви, которая, по словам одного из иезуитов, в прошлом сыграла очень важную роль, которая теперь кажется исчерпанной. На что папа Франциск ответил, цитируя своего предшественника святого Иоанна Павла II, что Церковь должна дышать двумя легкими – Востока и Запада. По его убеждению, говоря о восточных католиках, необходимо сохранять их культуру и пастырскую жизнь. “Сегодня необходимо уважать эту ситуацию и помогать греко-католическим епископам в труде с верными”, – подчеркнул папа”.

Слова папы об униатах в разных языковых версиях сайта поданы по-разному, иногда прямо противоположным образом

Потом открываем русскую версию, и здесь прям несколько раз подчеркнуто, что униатизм – это плохо и папа с ним борется: “Существует определенная культура и пастырская жизнь, которую следует сохранять и оберегать, однако сегодня путь униатства неприемлем. Более того, я бы сказал, что сегодня он недопустим. Однако в сегодняшнем дне нужно уважать сложившуюся ситуацию и помогать греко-католическим епископам работать с верующими”.

Очевидно, что Франциск вообще не очень хочет трогать эту тему, так как скоро встреча с Путиным, а потом встреча с униатами, и поэтому новость не везде светят. Но для украинских униатов дают послание о том, что мы вас будем поддерживать и отбросьте всякие ошибочные мнения, а для РПЦ и Путина дают подчеркнутый месседж, что уния – это зло».

3) На Украине может произойти выстраивание связки государственных структур, сильно зависимых от влияния лагеря оппонентов УПЦ.

Без сомнения, формирование тандема исполнительной и законодательной властей (в лице семейного «подряда» Юрашей) по вопросам религии существенно повысит темпы принятия жестких по отношению к УПЦ решений.

4) В «ПЦУ» сейчас пытаются сделать одновременно две вещи: отстранить Филарета и максимально купировать последствия конфликта в «верхах».

Объясняется это тем, что отлучение «почетного патриарха» бумерангом ударит по самой новой раскольнической структуре, ведь он – не просто один из «архиереев» «ПЦУ», а ее фактический основатель, «отец» абсолютного большинства ее «епископов» и главный идеолог автокефалии на протяжении 27 лет. Это тот «один», который включает в себя «многих», если пользоваться терминологией греческого богослова Иоанна (Зизиуласа).

Поэтому не имеет значения то, насколько масштабным будет раскол. Даже если Филарет один пойдет против всех (и он уже пошел), это станет грандиозным идеологическим ударом по «корешку» «ПЦУ», который только подтвердит тот факт, что анафема Филарета была заслуженной! И значит, все хиротонии «епископата» «ПЦУ» – недействительны, а действия Константинополя на Украине – преступление против Церкви.

Конечно, в «ПЦУ» пытаются демонстрировать свое внутреннее единство и массовое игнорирование инициативы Филарета. Однако это дело не спасет: сруби основание ствола – и все дерево рухнет, хотя ветки и будут на месте.

Поэтому скорее всего в «ПЦУ» задействуют сценарий «мягкого» отстранения Филарета от дел. Один из представителей «ПЦУ», Антоний Махота (Хмельницкая «епархия» «ПЦУ»), уже намекал на такое развитие событий. В связи с возрастом Филарета и его условной «недееспособностью» его просто отправят на покой. А на все его действия предпочтут не обращать внимания или будут квалифицировать как добровольный выход из «ПЦУ».

Алексей Смирнов, Александр Ермоленко

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (41)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели