КОГДА ОСВЯЩЕНИЕ ЯБЛОК МОЖЕТ БЫТЬ ВО ВРЕД?

Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

К сожалению, в наше время среди людей, называющих себя православными христианами, но при этом зачастую практически не посещающих богослужения, бытует множество суеверий, чаще всего связанных с теми предметами и продуктами, которые в определенные церковные праздники приносятся в храм для освящения.

К таковым можно отнести куличи и яйца, освящаемые на Пасху, вербу, освящаемую на Вход Господень в Иерусалим, мак, освящаемый в день памяти святых мучеников Маккавеев, яблоки и виноград, которые освящаются на Преображение и так далее.

Как это часто бывает, большинство заблуждений и суеверий связаны, прежде всего, с неправильным пониманием самого христианства как религии. Один умный человек однажды сказал: «входя в храм, нужно снимать шляпу, а не голову». Эти слова как нельзя более точно относятся к тем, для кого суеверия в духовной жизни занимают первенствующее положение. Мы не должны бояться куда попадет скорлупа с освященного в храме яйца или яблочный огрызок: мы приносим эти продукты в храм не для того, чтобы они стали святыми, но для того, чтобы стали святыми мы сами – через благодарность Богу за его милости и любовь к нам, выраженную в «изобилии плодов земных».

От того, что мы приносим святить яблоки или виноград, эти плоды лучше не становятся – лучше становимся мы, так как учимся благодарить Бога и жертвовать ему самое лучшее из того, что Он нам милостивно посылает.

В нашем же случае, к сожалению, очень часто получается так, что мы проявляем некое фарисейство: заботимся о чем-то малом и незначительном, но при этом упускаем самое важное. Ведь если посмотреть на очереди желающих что-либо освятить в тот или иной праздник, невольно становится печально: вокруг храма образуется несколько колец из людей с корзинами, полными продуктов, но в самом храме при этом никого нет.

На Литургии в Таинстве Евхаристии Сам Бог отдает Себя нам в пищу и питие, чтобы мы получили бессмертие, но мы почему-то не хотим принять бессмертие из рук Божиих, а просим Его лишь о том, чтоб Он освятил наши яблоки.

Это значит, что в нашем сознании нарушилась система ценностей: главное ушло на второй (если не на десятый) план, а незначительное – стало главным. Христос говорит каждому из нас: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).

Может ли в таком случае наше общество благоденствовать? Вывод, к сожалению, очевиден.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели