САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ Профессор богословия из Финляндии делится размышлениями о Царствии Небесном

В монастырский центр «Панагия» в финском городке Ламми приезжает много гостей – как паломников, так и… назовем их «просто интересующиеся». Вопросы, с которыми обращаются люди к жителям «Панагии», самые разные – от могущих показаться наивными и смешными до очень и очень серьезных. Говорят о многом, но главная тема встреч, по наблюдению профессора Ханну Пёюхенена, уже знакомого нашим читателям, – о Царствии Небесном. Очень радует, что встречи с жителями монастырского центра привлекают все больше участников, это свидетельствует об искреннем интересе к Православию. Вопреки, кстати, распространенному мнению, что «в странах сытой демократии о Боге забыли». Сам факт подобных встреч говорит о честных усилиях человека как вспомнить, так и помнить Христа. Мы беседуем с Ханну Пёюхененом, одним из устроителей центра «Панагия», профессором богословия, о постоянной духовной жажде человека и о стремлении Христа удовлетворить ее, не нарушая нашу свободу.

Ханну ПёюхёненХанну Пёюхёнен

– Господин Пёюхёнен, как вы говорите, очень часто люди спрашивают вас – «Что это значит: ‟Да приидет Царствие Твое”»? Почему именно тема Царствия Небесного так волнует их?

– Напомню наши прошлые беседы. Я тогда говорил: «Мне кажется, Финляндия – типичная западная страна. Христианские ценности разрушаются с нарастающей скоростью. Ничто в сегодняшнем обществе не утверждает христианский образ жизни».

Ничто в сегодняшнем обществе не утверждает христианский образ жизни

Мое мнение не изменилось. Мы говорили и о постоянном голоде человеческой души, ее тоске по Богу. Эта тоска есть всегда и везде – что в Финляндии, что в России, что в Уганде. И мы имеем счастье видеть, как люди действительно всерьез ищут Бога, чувствуя, пусть поначалу инстинктивно, ту фальшь, которую пытается навязать им мир вместо подлинной духовной жизни. Человек призван к Богу, он стремится в свое Небесное Отечество, и никакие подмены не помогают – это и радостно, но и обязывает к труду. Вот почему приходящие сюда, видя, смею надеяться, наше честное стремление к Богу, и задают главные вопросы. А вопрос о нашем Небесном Отечестве – один из самых главных. Не в географическом, конечно, смысле.

– Значит, не только любопытство руководит людьми.

– Слава Богу, праздного, ненужного любопытства почти нет! Это чувствуется по вопросам, с которыми люди обращаются – к нам ли, или к приезжающим в нашу обитель афонским подвижникам, например, к отцу Ефрему, игумену Свято-Андреевского скита. Понимаете, праздность не в состоянии задать по-настоящему честный вопрос. Ведь Царство Божие для нас, христиан, является ключевой темой (и проблемой) и в этой, и в будущей жизни. В наибольшей степени, по моему ощущению, люди хотят услышать, увидеть воочию учение, которое основано на опыте. Хотя отец Ефрем еще не так стар, он подвизается на Святой Горе уже более 40 лет. Его духовный отец сейчас относится к наиболее значимым старцам православного мира из числа живущих ныне, будучи последователем старца Иосифа Исихаста, отошедшего ко Господу в 1959-м году. Таким образом, игумен Ефрем располагает опытом духовной жизни и других подвижников веры и благочестия. Помимо всего, он прекрасный оратор, способный ответить на самые сложные вопросы.

Да, бывает, что некоторые приезжают из любопытства, например, чтобы увидеть монаха-святогорца или старца. Часто случается так, что через любопытство открывается тропа к духовной жизни.

Случается так, что через любопытство открывается тропа к духовной жизни

Проработав 16 лет преподавателем в православном училище при мужском монастыре Новый Валаам, православном духовном центре Финляндии, я сам видел и узнал о многих случаях перехода в Православие иноверцев по прошествии многих лет, в результате посещения монастырей. Такие люди принимали Крещение именно в том монастыре, где побывали в свой первый раз. Так что семя, посеянное в результате, казалось бы, «просто» любопытства, может дать со временем свой евангельский плод – давайте помнить об этом, когда встречаемся с людьми, мало знающими о христианстве.

– О чем говорят гости со Святой Горы? Бывают ли, кстати, дискуссии с ними или с вами? Может быть, и споры?

– Главная тема, своеобразная квинтэссенция наших встреч и бесед с гостями – Царство Божие со Вторым Пришествием Христа – не будет новой эрой или особым местом, а станет настоящей духовной реальностью. «Царство Божие внутри вас», – говорит Христос в Евангелии от Луки (Лк. 17, 21). Мы живем либо в сфере воздействия Небесного Царства, либо в изгнании. Где Христос, там и Царство Божие. Без Него Царство Божие остается для нас недосягаемым.

Старец Ефрем особенно уделяет внимание важности духовного очищения человека. Оно происходит потихоньку, под беспощадной «бомбардировкой» благодатью Божией человеческих страстей, бушующих внутри нас. В какой-то момент милость Божия ощущается, а в какой-то момент благодать отходит от нас. Цель такого промыслительного оставления заключается в том, чтобы мы познали свою немощь и научились смирению – вспомним слова Христа: «Без Меня не можете ничего делать» (Ин. 15, 5). Через очищение и смирение человек поднимается на новый духовный уровень. На вершине этого восхождения ожидает постоянное пребывание внутри нас благодати Божией. Такой человек пребывает в Раю, Царствии Божием уже в этой жизни. Милостью Божией человек очищается, но ни в коем случае не без участия нашей свободной воли, поскольку Бог никогда не переступает через свободу человека, не нарушает ее. Бог очень вежлив и деликатен, понимаете?

Старец Ефрем говорит и об искаженных понятиях, связанных с Царством Божиим. Он упоминает в т.ч. хилиастов, согласно которым, Второму Пришествию Христа будет предшествовать тысячелетняя эпоха «земного рая». По словам старца Ефрема, тысячелетнее царствование Христа началось с Его Воскресения и продолжается до Его Второго Пришествия, не исключая войн и катастроф.

В беседах мы постоянно упоминаем догматические отличия между православным и римо-католическим учениями о спасении человека на примере Преображения Господня, когда Его ученики испытали первое прикосновение к Царству Бога. Так, православное учение предполагает разницу между Существом Бога и Благодатью Божией, в отличие от западного учения. Бог, Которого не могут познать ни люди, ни ангелы, может соприкоснуться с человеком посредством Своих энергий. Именно они меняют человека, освящают его и обожествляют таким образом, что человек тоже начинает излучать Божественный свет – вспомните преподобного Серафима Саровского, например.

Для православных христиан спасение приходит посредством соучастия в Божественных энергиях Христа

Католичество же трактует свет, излучаемый Преображением Господним, как тварное явление, а Православная Церковь придерживается учения о нетварности Фаворского света. Ничто, исходящее от Бога, не может быть тварным, и ни одна тварь не может освятить и спасти человека. Для православных христиан спасение приходит посредством соучастия в Божественных энергиях Христа. Эти темы, которые мы поднимаем в наших беседах, воспринимаются собеседниками как что-то абсолютно новое и заставляют, я уверен, задуматься над очень многим.

– А бывают ли радостные открытия? Удается ли вам почувствовать по глазам, словам, лицам, что Царствие Божие – это не только и не столько тема беседы, но наше настоящее Отечество?

– Да, слава Богу. Например, иногда мы устраиваем такие открытые вечерние беседы с гостями с Афона. Во время последней такой встречи со старцем Ефремом каждый желающий мог задать свой вопрос старцу, любой насущный вопрос из своей жизни. Было много интересных вопросов, и ответы были тоже очень содержательными. Мы получили возможность насладиться знаниями из живого и глубокого источника нашей Церкви, особенно говоря о сущности ангелов, мытарствах, о природе Царства Божия и нашем изгнании, а также о прощении грехов, повторяющихся в жизни человека.

И я вижу на лицах слушателей духовное обновление. Многие искренне благодарят нас. Один человек после семинара написал: «Благодарю за возможность приезжать к вам. Многое в моей жизни прояснилось». А другой написал: «Благодарю Господа, благодарю вас всех. Благодарю старца Ефрема. По милости Божией, он снова научил нас. Несмотря на мои падения, Господь милостивый разрешил мне приехать к вам. Каждый раз ощущаю благодатное чувство в вашем центре». Такие отзывы радуют нас и придают новых сил в напряженных буднях. Монастыри и духовные центры не создаются ради каких-то сугубо частных целей. Их задача – помогать людям подниматься к Богу. Особенно в эти непростые времена монастыри очень важны для паломников. Как для подвизающихся монахов, так и для мирян цель одна – достичь Царства Божия. Чтобы преодолеть этот непростой путь, нам нужны особый «питательный рацион», «инъекции витаминов», а иногда и «хирургические операции». Нужно иметь мудрость, чтобы найти место, где можно получить настоящую духовную помощь. Уверен, кстати, что в России для этого есть множество возможностей. И даже немного завидую. В хорошем смысле, конечно.

С Ханну Пёюхененом
беседовал Степан Игнашев

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели