«ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ», ИЛИ ЧЕМ ОПАСНА ЖИЗНЬ В ГРЕЗАХ?

Современный мир с его секулярными запросами светского общества постоянно ориентирует людей на материальное благополучие, комфортную и беспечную жизнь, на успех, изобретая все новые способы достижения этих целей и уверяя в том, что каждый человек сам является творцом своей собственной реальности.

В качестве одного из таких средств получения желаемого результата предлагается метод так называемого позитивного мышления, который на протяжении уже нескольких десятилетий активно рекламируется и продвигается в некоторых научных и околонаучных кругах.

Засилье позитивного мышления проникло во многие сферы жизни и сумело даже стать идеологическим фундаментом культа процветания в нынешнем религиозном харизматическом движении, породившем не один десяток сект. Концепция позитивного мышления без разбора повсеместно насаждается в настоящее время на многих семинарах по мотивационному развитию личности и бизнес-коучингах, принося больше вреда, чем пользы, особенно тогда, когда такие тренинги проводят непрофессионалы, не проводящие различия между научными конструктами позитивной психологии и религиозно-оккультной теорией позитивного мышления, которая к науке не имеет никакого отношения. Никто не оспаривает тот факт, что позитивные психологические установки при грамотном применении и индивидуальном подходе оказывают определенное положительное влияние на характер деятельности и физиологию субъекта. Но они не могут быть панацеей для всех подряд.

Практика позитивного мышления (или, как его еще называют, «нового мышления», или «позитивного исповедания»), в отличие от методов позитивной психологии, претендует на сверхъестественное изменение внешней действительности, на обладание некими особенными знаниями духовных законов, которые впоследствии можно использовать для воплощения своих желаний.

Впрочем, это новое мышление не настолько уж и ново. В. Селивановский, один из исследователей этого учения, утверждает, что история его столь же древняя, как и история магии. Если понимать под позитивным мышлением способность человеческой мысли самой по себе изменять реальность, то в этом отношении оно тождественно магии, которая тоже декларирует подобную возможность. Доктрина «позитивного мышления» как творящей силы человеческого воображения волновала умы многих оккультистов разных времен.

Например, Агриппа Неттесгеймский, автор «Оккультной философии» и один из теоретиков оккультизма XVI века, утверждал, что сильное воображение может воздействовать на душу и тело другого человека. Парацельс считал, что воображение способно сделать воина неуязвимым на поле боя, а постоянное воображаемое следование за объектом, обладающим достатком и известностью, должно привлекать почести и богатство к тому, кто это делает. Парацельсу принадлежит и идея о необходимой рационализации магической практики через ее синкретическое слияние с христианством, что, собственно, и пытаются воплотить в жизнь идеологи нынешних многочисленных харизматических сект и организаций. Современные представители оккультного движения «Новой эры», повторяя своих предшественников, декларируют, что если человек будет постоянно думать о  том, чего ему больше всего хочется, и это станет главной его мыслью, он обязательно притянет желаемое в свою жизнь.

Нынешний интерес к идеологии позитивного мышления, а также к его психопрактикам начался еще в XIX веке и был связан с «метафизическим движением», главным положением которого стала идея успеха, достигаемого мысленными средствами.  В основе философии позитивного мышления лежит предположение, что между сознанием человека (его мыслями и состоянием ума) и его физическим и материальным состоянием существует взаимосвязь. Следовательно, глубинная причина физических и материальных проблем человека кроется в узости его мышления, в том, что он соглашается с реальностью этих проблем.

Это движение начало отождествлять Бога с Мышлением и определять Его как «Присутствие Всеобщего Мышления», а не как Личность. «Бог» таких метафизиков подчиняется «Закону Разума», а человек есть результат того, что он сам о себе думает. Закон мышления, по мнению сторонников этой теории, действует внеконфессионально и внерелигиозно как любой естественный закон. Поскольку Вселенная в представлении позитивистов всего лишь проекция Разума Бога, то она подвластна коррекции силой мысли божественного человека. Поэтому личность в этом учении не обращается к Богу с молитвой, а заменяет ее позитивными утверждениями – аффирмациями, которые выдают желаемое за действительное и которым приписывается магическая творящая сила. Фактически Бог в таком культе мысли лишний. Следом за метафизическим движением позитивное исповедание провозгласило мысленную природу всех вещей: здоровье и болезнь, успех и неудачи, бедность и процветание – все это следствие определенного образа мыслей. Соответственно пропагандисты нового мышления уверяют, что достигает успеха, счастья, здоровья и достатка только тот, кто в воображении входит в эти состояния и уже выглядит как человек успешный, чувствует себя как здоровый, живет как благополучный. Совершенно очевидна абсурдность такого подхода, который уводит субъекта от подлинного восприятия реальности в мир опасных грез и иллюзий, заставляющих пребывать в заблуждении и мешающих воплощать в действительности свои замыслы.

Профессор Калифорнийского университета Шелли Тейлор, проводившая ряд экспериментов по визуализации, сделала выводы, что визуализация приводит к отделению цели от средств, необходимых для ее достижения, и преждевременно провоцирует радостное ощущение успеха, когда человек еще ничего реально не достиг. А это отвлекает его силы от цели. Иными словами, воображаемый образ может выступить замещением реального успеха и тем самым снизить прилагаемые  усилия, а то и вовсе заставить от них отказаться. Одно дело, когда человек, ориентируясь на заданную цель и имея позитивный настрой, ищет пути для ее достижения, и совсем другое, когда он утверждается в самообмане, что все уже почти свершилось.  Вместо того чтобы решать существующие проблемы, избавляться от своих недостатков и комплексов, учиться налаживать отношения с разными людьми, субъект начинает заниматься самовнушением и самоуспокоением, подменяя критическое мышление мнимым позитивным настроем, пытаясь насильно сделать из себя самого счастливого улыбчивого оптимиста.

Хотя в последнее время ряд ученых-психологов и психотерапевтов стали подвергать пересмотру и критике техники позитивного мышления, все еще сохраняется опасность культивирования и применения этой магической методики определенным числом специалистов, являющихся ее сторонниками. Пациент обращается за помощью со своими трудностями, а ему навязывают психопрактику, которая действует лишь как таблетка, избавляющая от боли, но не исцеляющая от самой болезни. Однажды на одном из семинаров я услышала практический «совет» психолога для тех, у кого финансовые неприятности. В качестве решения этого вопроса специалист предложила методику «притягивания денег»: рекомендовала ежедневно писать на листочке одну и ту же «финансовую» аффирмацию ровно 54 раза, при этом призывая присутствовавших там нисколько не сомневаться и верить, что это поможет. На мой вопрос о том, почему именно 54 раза, а не, скажем, 55 или 60 раз, внятного ответа не последовало. Начались какие-то непонятные разглагольствования по поводу сочетания и комбинаций «счастливых» цифр. Когда одна из слушательниц поинтересовалась тем, а использует ли сама психолог эту методику при денежных затруднениях, та ей ответила: «Если Вы не верите, то лучше и не пробуйте!». Доверившись подобному специалисту и последовав такому его совету для решения финансовых вопросов, клиент может перестать здраво оценивать сложившуюся ситуацию и не станет заниматься поиском дополнительной работы, переквалификацией или еще чем-то другим, более реальным, а будет ждать, пока сработают «денежные» аффирмации. Одна моя коллега столкнулась с похожей рекомендацией, когда пришла на индивидуальный прием к психологу. Ее все время беспокоило то, что она не может избавиться от давней обиды на своих родителей, и это достаточно сильно  мешало ей выстраивать хорошие и доверительные с ними отношения. Специалист посоветовала ей тоже писать на листочке соответствующую аффирмацию до тех пор, пока она не получит облегчения. Писать пришлось долго… и безрезультатно. Помогла только исповедь в церкви. Подобные методики очень схожи с магическими практиками, в которых желаемый результат достигается путем последовательного выполнения определенного количества манипуляций.

Самое опасное, когда человек, нуждаясь в конкретной квалифицированной медицинской помощи,  пробует усилием воображения поправить физическое здоровье виртуально либо необоснованно начинает верить в исцеление. Подобные случаи нередко заканчиваются весьма трагично. Одна из таких громких историй произошла в 80-х годах с супругами Паркерами, состоявшими в какой-то общине «Движения веры» и увлекавшимися этой идеей. Они длительное время пытались возвещать своей верой, что их тяжело больной диабетом сын здоров, и отказывали  ему в инсулине. В конце концов сын умер. Их обвинили во время судебного разбирательства в жестоком обращении и в убийстве. И позже, разочаровавшись в этом движении, в этом магическом представлении, они написали книгу «Мы позволили умереть своему сыну». Достаточно большому риску подвергаются те, кто, посещая различные семинары и обучения личностного роста, имея кучу недостатков и страстей, не пытаются разобраться в себе и освободиться от них, а следуя советам  тренинг-менеджеров при помощи различных психологических приемов и аффирмаций, начинают повышать свою самооценку и утверждаться в своей значимости и эгоцентризме. Но высокая самооценка, по наблюдению некоторых специалистов, в отсутствие действительных успехов, да еще на фоне завышенных амбиций – это путь не столько к благополучию, сколько в противоположном направлении – к депрессии и неврозу. К тому же самовлюбленный гордец, который все время убеждает себя в том, что он самый лучший во всех отношениях, перестает адекватно воспринимать замечания окружающих. В какой-то момент его преувеличенное «я» становится более важным, чем все остальное, и субъект начинает взращивать в себе самом идола. С духовной точки зрения, такому человеку очень легко впасть в состояние самообольщения, которое в святоотеческой литературе называется прелестью. Преподобный Феодор Студит предостерегал: «Не допускайте самолюбия, саморассуда, своеумия, ибо слово отеческое все такое почитает источником всяких прелестей…» А прп. Григорий Синаит отмечал: «Прелесть… в двух видах является, или лучше, находит – в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину».

Концепция «позитивного мышления», как бы ни пытались ее пристраивать к христианству лидеры современного харизматического движения, не находит никакого подтверждения в Священном Писании и историческом опыте христианской Церкви. Эффективность техник этого учения, по замечанию специалистов, является не объективным фактом, а иллюзией, возникающей под воздействием психологических факторов. «Позитивное мышление» создает у субъекта искаженное представление о мире и Боге, устанавливает ложные приоритеты, обучает неправильным методам достижения своих целей, ставит под угрозу его жизнь и благосостояние.

Для христианина «позитивное мышление» заключается в словах апостола Павла: «Всегда радуйтесь!» (1 Флп. 5:16). Но это совсем не та иллюзорная радость и оптимизм, которые повсеместно навязываются в обществе. Это подлинная радость о Господе, и в ней возможно пребывать лишь тогда, когда душа человека с помощью Божьей, очистившись чрез покаяние от своих грехов и страстей, обретает любовь к своему Творцу и другим людям. Эта любовь освящает все сферы жизни христианина, придает ему силы заниматься творческой и созидательной деятельностью на благо ближнего и ощущать себя чрез это счастливым.

Валентина Новикова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫФ

Просмотры (54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели