МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ ВЕРИТЬ В ИНОПЛАНЕТЯН?

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Фантазия – очень опасная вещь. Это знают все, кто с ней работает. Творческие люди. Так, например, опытный актер знает, что важно не только правильно войти в роль, но также правильно и вовремя выйти из нее, чтобы не получить психических повреждений типа «раздвоения личности». К примеру, режиссер британской кинокартины «Гамлет» Лоренс Оливье при встрече с Иннокентием Смоктуновским, сыгравшим русского Гамлета в одноименной картине Григория Козинцева,  спросил: «Сколько ему лет?», а когда узнал, что актеру 42 года, сказал: «О, успел! Повезло! Потом сердце не выдерживает такой нагрузки…».

В то же время фантазия, способность к представлению – это естественная способность души, дарованная ей Богом. Об этом хорошо пишет сербский инженер-физик Никола Тесла: «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему». Т. е. фантазия нам помогает творчески познавать мир, преобразовывать, приближая его к Богу или удаляя его от Него. Такая власть дана нам Господом. С грехопадением человека совершилось и падение всего материального мира, а с преображением человека, стремящегося соединиться со своим Творцом, в лучшую сторону преображается и весь мир.

Поэтому нельзя лишать человека фантазии, ведь тогда душа его будет стреножена, словно связанная лошадь. Но в то же время нужно правильно относиться к ней, чтобы направить ее в нужное творчески-созидательное русло, а не в гибельно-разрушительное.

Святитель Феофан Затворник об этом писал так: «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».

В каком же случае фантазия является мощной созидательной творческой и доброй силой? Если она с Божьей помощью усилием воли человека направлена в русло исполнения заповедей Божиих, догматов и канонов Церкви, в творение добра в этом мире. В противном же случае фантазия действует разрушительно на человека и становится мостиком, через который на душу воздействуют бесы.

Истории об инопланетянах – это часть литературных и кинематографических произведений в жанре фантастики. Собственно говоря, слово «фантастика» и произошло от слова «фантазия». В переводе с греческого термин «фантазия» обозначает «воображение». С вышеуказанной точки зрения рассмотрим, насколько весь миф об инопланетянах соответствует православному вероучению.

Православие и миф об инопланетянах

В сущности, на вопрос о том, признает ли Церковь существование инопланетян, ответил однажды Святейший Патриарх Алексий II, ответил очень точно, кратко и исчерпывающе, на основании православных догматов. И этот ответ можно использовать как правило к руководству по отношению к данной проблематике.

Вот его ответ: ««Библия повествует о материальном мире как о геоцентричной системе. Там ничего не говорится о жизни на других планетах. Новозаветное учение о спасении человечества трудно совместить с гипотезой о множественности материальных миров. Сын Божий не мог воплотиться дважды. И это случилось именно в контексте земной истории».

Из Священного Писания и учения святых отцов мы знаем, что Господь создал два вида разумных существ со свободной волей во всей Вселенной. Это Ангелы и люди. Еще до сотворения людей на Небе произошла война, в результате которой взбунтовавшиеся ангелы вместе со своим предводителем Люцифером-Денницей были низвергнуты в ад и стали бесами. Божии же Ангелы окончательно и непоколебимо утвердились в добре и служении Господу. После же был сотворен материальный мир. Венцом творения материального мира Всевышним стало создание человека как существа двойной природы – духовно-материальной. С духовной стороны, человек родственен Ангелам и создан по образу и подобию Божию, с материальной – он родственен животным и вообще всему живому на земле. Человек является венцом Божьего творения в материальном мире. Выше него ничего нет. Вспомним стихи из восьмого псалма: «…то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его…». Также мы делаем вывод о власти человека над материальным миром из того, что Адам в раю нарекал имена всем животным (Быт. 2:20). Главной задачей человека по Божественному замыслу является вечное приближение-движение к Богу, обожение человека. Через обожение человека происходит и обожение, приближение к Господу всего материального мира.

Поэтому православная космология, как выразился Святейший Патриарх Алексий, геоцентрична и антропоцентрична. Т. е. центром и вершиной творения Богом в материальной Вселенной является Земля и живущий на ней человек, ради спасения которого Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын, вочеловечился, совершил Искупительный Подвиг ради спасения человечества. Фантазии об инопланетянах – это попытка обесценить Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа и сотворение Богом человека как такового.

В чем состоит опасность веры в инопланетян?

В первую очередь опасность здесь религиозная, так как зачастую люди, верящие в существование инопланетян, совершают в себе некую попытку подменить ими Бога. Часто в их фантазиях это древние могущественные интеллектуальные цивилизации, которые гораздо превосходят по разуму человечество. И потому являются словно бы «богом» для таких людей.

Здесь, конечно, ни о каком христианстве речь идти не может. Есть масса современных псевдорелигий, приверженцы которых вместо Господа нашего Иисуса Христа верят в сверхчеловеческие цивилизации и в лучшем случае пытаются в своей мифологии Спасителя показать инопланетянином, представителем данной цивилизации, что, конечно, неприемлемо для христианина.

Эти псевдорелигии довольно опасны. Так, к примеру, в США существовала секта «Небесные врата». Ее члены (39 человек) по распоряжению своего руководителя Маршалла Эпплуайта совершили массовое самоубийство. Они считали себя чужими на Земле и в ожидании космического корабля, который должен был прилететь вместе с кометой C/1995 O1 (Хейла-Боппа), жили в затемнённом доме и носили особую одежду и обувь, готовясь к долгому перелёту. Путём самоубийства члены секты рассчитывали освободить свои души: они должны были быть приняты на корабль, якобы прятавшийся за кометой. Среди таких тоталитарных сект, «общающихся с инопланетянами», и сайентологи. Их учение признано деструктивным культом, разрушительно влияющим на организм человека и его психику.

Поэтому все контакты с инопланетными цивилизациями являются в известном смысле вступлением в общение с бесами. И это общение очень пагубно для человека.

***

Вера в инопланетян – это верный признак серьезных искажений в духовной жизни. Над нами и так преогромные миры «тьмы тем» ангелов. Для нас уготован наипрекраснейший мир – небесный горний град Иерусалим. Единственное, что нужно, – обернуться лицом к Богу и идти навстречу Ему. И Всевышний откроет ищущей Его душе такие чудеса, перед которыми померкнут все хитросплетения разума и козни бесовские.

Нам не надо искать иные иллюзорные инопланетные миры. Мы, православные христиане, через Церковь, как дверь, стоим на пороге преогромного сияющего, таинственного и великолепного мира, мира Бога, мира спасения, который каждый раз открывается нам в Литургии, в причащении Тела и Крови Христовых. Войдем же в него с Божьей помощью правильно и свято через парадный вход Церкви, где нас ждет Господь Иисус Христос, а не через черный вход, где толпятся страшные бесовские кровожадные чудища, желающие нас разорвать и уничтожить.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (57)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели