МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ ЛУКА: «ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС, ВСЕГДА СПОКОЙНО»

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) – один из самых харизматичных и решительных в отстаивании истины архиереев Украинской Православной Церкви. Он родом из Донецкой области, по светскому образованию – медик, в монашество пострижен с именем Лука в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Ситуация на Украине не раз давала возможность владыке проявить мужество: ему приходилось лицом к лицу сталкиваться с беснующейся толпой националистов.

О том, где найти мужество поступать по совести, как вести проповедь в нынешних условиях, какие проблемы особенно остро стоят перед епархией и Церковью, – эта беседа с владыкой Лукой.

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко)

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко)

– 10 лет назад вы стали Запорожским владыкой. Что за эти годы было самым трудным в управлении епархией? Какие проблемы до сих пор остались нерешенными?

– Трудности в управлении епархией связаны с людьми. Это самое дорогое, что у нас есть, но в то же время и самое сложное. В чем здесь проблема? Кто-то сравнил человеческие личности с речными камешками. Они лежат на берегу обтертые, без задоринок, их приятно взять в руку. Все гладенькие и ровненькие, но друг ко другу не подходят. Вот здесь для нас как раз и возникает проблема: как сделать так, чтобы мы были не такими ершистыми, уважали друг друга и находили понимание.

То, что я наблюдаю, касается не только Запорожской епархии. Это аморфность, леность, зависть и другой негатив, с которыми приходится сталкиваться даже в нашей церковной среде. Тогда что говорить о внешнем мире, о том, какими немощами страдают нецерковные люди?

Если проанализировать изменения человеческих отношений в современном украинском обществе, то уровень агрессии и злобы стал очень высок. Огромное влияние на такое положение оказывают средства массовой информации. В качестве примера: человек пришел с работы, ему нужно покушать и отдохнуть. Он включает телевизор и смотрит какой-нибудь сериал. После этого – новости, в которых злоба, ненависть и сплошные проблемы. Потом – ток-шоу, где политики с пеной у рта оскорбляют друг друга. И каждый день так информационно обрабатываются миллионы наших граждан, в результате чего нагнетается обстановка в семьях, человек срывается на тех, кто рядом, на домашних и коллег по работе.

Я постоянно задаю себе вопрос: что не сделано, что еще можно сделать? И здесь возникает еще одна проблема, которую я бы хотел озвучить. Это пустое препровождение времени – беда, которая касается и духовенства, и мирян. Мы не стараемся помочь близким, максимально заполнить свое время с пользой для души. С этим приходится сталкиваться постоянно, и часто я не знаю, как правильно решить для себя этот вопрос.

– Как в пастырском служении вам помогает медицинское образование?

– Медицинское образование, как и любое университетское, дает систематизацию знаний. Но для меня важно другое: эта специальность позволяет увидеть универсальность процессов, которые происходят как в неживой, так и в живой природе, особенно между людьми.

Мы говорим, что Церковь – это живой организм, подразумевая, что процессы, происходящие в организме, мы можем сравнить с процессами, происходящими в межличностных отношениях. И самое важное: эта универсальность законов живой и неживой природы для меня является доказательством бытия Бога. Потому что никакая теория эволюции не в силах объяснить эту универсальность. Никакая теория большого взрыва не способна ее объяснить.

Медицинские знания очень важны и в пастырской работе. Наше время называют «веком биотехнологий». Сейчас, например, мы завалены информацией о вирусах и вакцинах. Но страшно, что об этом говорят и дают оценки те люди, которые вообще не имеют никакого отношения ни к медицине, ни тем более к вакцинации. И простому человеку очень сложно вычленить важное из всего этого информационного мусора. Например, даже я, имея медицинское образование, не имею морального права давать рекомендации по поводу лечения. Потому что я – не практикующий врач и могу лишь подсказать, к какому специалисту нужно пойти.

Поэтому хотелось бы обратиться ко всем нашим пастырям, которые, не имея медицинского образования, дерзают давать медицинские советы. Не делайте этого, чтобы не вредить людям. Ведь это останется несмываемым грузом на совести, особенно если нет даже осознания содеянного.

– Насколько современные политические реалии в стране влияют на жизнь Украинской Православной Церкви и конкретно Запорожской епархии?

– Невозможно разделить народ, государство и Украинскую Православную Церковь. Мы все являемся единым организмом и должны четко понимать, что «страдает ли один член – страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26).

Священники ведь не выращиваются в каких-то теплицах и не воспитываются в закрытых интернатах. Мы все живем в одном обществе, которое нас окружает. Но к чему призвана Церковь? Чтобы людей приводить ко Христу, указывать на недостатки, давать духовную оценку процессам, которые происходят в обществе, реагировать на то, что в нем противоречит учению Евангелия. Государство же призвано заботиться о своих подданных. Когда же происходит декорирование евангельскими словами политических лозунгов, мы получаем вот тот суррогат в виде структуры во главе с Епифанием Думенко, которая представляет собой все что угодно, но ни в коем случае не Церковь.

Современные политики не живут церковной жизнью, не сверяют свои действия с учением Христа, но при этом пытаются указывать, как жить Церкви. Это как если бы я пришел и начал рассказывать, как необходимо строить адронный коллайдер. Вот в чем проблема. Человек, получивший маломальскую власть, уже думает, что держит Бога за бороду и пытается учить Церковь – организм, созданный Богом и имеющий более чем 2000-летнюю историю, к которому он не имеет никакого отношения.

Церковь была, есть и будет. Это мы можем в ней быть, а можем и не быть. Все зависит от нас

Мы должны четко понимать, что Церковь была, есть и будет. Это мы можем в ней быть, а можем и не быть. Все зависит от нас. Поэтому самое важное – не потерять Церковь и быть всегда с нею.

– Больше 30 лет Церковь может свободно проповедовать и развиваться, но наше общество от этого не становится более нравственным. Почему так происходит?

– Для нас важно помнить слова Господа: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12: 32) и «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18: 8). То есть Он говорит нам, что людей, которые пойдут за Ним, никогда не будет много, потому что идет постоянная борьба между добром и злом. И, по Достоевскому, поле битвы – это как раз сердце человека.

А говорить о том, что наше общество не изменяется, потому что Церковь плохо проповедует, я думаю, ошибочно. Судя по той глубине исповеди людей, которые приходят к нам, я могу сказать, что ищущих спасения – много, они есть и они будут, и их количество не уменьшается.

Но мы их просто перестали замечать, а может быть, они и раньше были незаметны. И здесь причина не в Церкви, а в том, что происходит в обществе. Но Бог настолько любит человека, что дает ему свободный выбор – идти за Ним или жить так, как он хочет. И для нас важно не потеряться, не приспособиться к этому обществу, о чем мы с вами уже говорили, а стараться сохранить чистоту Православия, сохранить чистоту веры.

– Наш мир меняется на глазах. Видимо, должны появляться и новые формы христианской миссии? Как современному человеку нужно говорить о Христе?

– Мы должны понимать, что не лежа на диване мы должны говорить людям о Христе, а своим собственным примером и деятельной верой. Последние события, связанные с так называемой пандемией, нас загоняют в виртуальный мир. Но биологически человек – существо социальное, он нуждается в общении. А когда вместо этого нам предлагают экран, это ненормально.

Мы ошибочно думаем, что миссия – это только передача информации о Боге и Церкви. Да, с одной стороны, это так, но ведь как миссионеры делали? Они не просто говорили о Христе, а зажигали огонь веры в сердцах людей. То есть тот, кто слушает миссионера, должен быть расположен к нему. Возможно ли это сделать через монитор компьютера или смартфона? Наверное, отчасти – да. Но для нас все-таки настоящая миссия – это реальное общение друг с другом.

Мы должны доказывать свою веру деятельно. Как вера без добрых дел мертва, точно так же и миссия

Мы должны доказывать свою веру деятельно. Как вера без добрых дел мертва, точно так же и миссия. Если это только словесная передача информации, не подтвержденная деятельно, то она ни к чему не приведет.

– Вы один из немногих архиереев, которые успешно ведут блог в интернете. Насколько эффективна такая интернет-проповедь, и как вы находите на это время?

– Я не могу судить об эффективности моего телеграм-канала и не имею на это права. Это одному Богу известно. Конечно, времени на это катастрофически не хватает, и не оттого, что я так занят, а опять же из-за той лености, о которой говорил вначале, и своего пустого времяпрепровождения. Наблюдая за своей жизнью, вижу, сколько времени я теряю зря.

Мои посты в мессенджере – это, как правило, проповеди, которые я говорю. Затем я отправляю их очень близкому по духу человеку, он редактирует и присылает назад. Я вновь редактирую уже печатный текст и выкладываю в сеть. А где беру на это силы? Господь укрепляет.

– По всей видимости, спокойные времена для христиан заканчиваются. Где найти мужество поступать по совести и не бояться говорить правду?

– Для Церкви, по моему мнению, никогда не было спокойных времен. Здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоустого, который четко сказал, что «самое страшное гонение для Церкви – это отсутствие гонений». Ведь мы всегда были белыми воронами. Я вспоминаю, как ко мне относились, когда только начал ходить в храм. Точно то же происходит с любым человеком, который старается жить, подражая Христу. Мы всегда будем отличаться от этого мира.

Моральные гонения на Церковь никогда не прекращались. Потому что порок всегда царствовал в этом мире. Мы слабы и немощны, часто не знаем, как поступить в той или иной ситуации. А где набраться мужества? Конечно же, в первую очередь, в Таинствах Церкви. Жить со Христом, и Он обязательно поможет. В этом нас убеждает подвиг новомучеников и исповедников. Они боялись только одного – оставить Христа. И Он их укреплял.

Где набраться мужества? В Таинствах Церкви. Жить со Христом, и Он обязательно поможет

Зайдите в хоспис, в дом инвалидов, в дом престарелых, к умирающему больному, посмотрите, как эти люди борются со своей болезнью, как они переживают свои страдания. Я думаю, мы многое для себя переоценим и найдем силы и мужество говорить правду, жить и поступать по совести.

Поэтому важно не думать о спокойных временах. Там, где Христос, всегда спокойно. Вот что самое главное. Вместе со Христом нам никакие бури не страшны. Поэтому  хотелось бы пожелать, чтобы мы всегда были со Христом и никогда Его не оставляли, а все бури и страсти, я думаю, мы с Божией помощью всегда преодолеем.

Хочу закончить нашим запорожским приветствием в период святочных дней: «С нами Бог! И есть! И будет!»

С митрополитом Лукой (Коваленко)
беседовал Олег Карпенко

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (64)

Комментарии (4)

  1. Галина
    Галина на | | Ответить

    С нами Бог!И есть!И будет!
    Аминь!
    Спаси Господи,батюшка Анатолий, за труды Ваши!

  2. Лия
    Лия на | | Ответить

    Благодарим Вас Отче Лука! Спаси и сохрани Господи Вас!
    Многие и благие лета Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели