ПРОЙТИ ПОПРИЩЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Главная цель Великого поста – подготовка христианина к достойной встрече великого праздника Пасхи Христовой.

Еще недавно, в предпразднство Богоявления, Святая Церковь напоминала нам о приближении великого праздника Светлого Христова Воскресения: «Воспоим, людие, Рожденному от Девы, и в реце крещшемуся Иордане, и к Нему возопиим: Царю всякия твари, даруй нам неосужденно чистою совестию, верно достигнути Твое святое из мертвых тридневное восстание». Прошло совсем немного времени, миновал зимний мясоед, и вот мы вступили в Великий пост.

Главная цель Великого поста – подготовка христианина к достойной встрече великого праздника Пасхи Христовой, заключающаяся в покаянном очищении души и обновлении духовной жизни. Обычай освящать постом время подготовления к великим церковным праздникам восходит к глубокой древности. Посты установлены Церковью как средство, способствующее возвышению духа над плотью, господству духовно-нравственных стремлений над чувственными.

Пост сопровождает жизнь человечества с самого начала его бытия, ведь еще в раю Господь дал людям заповедь о воздержании – не вкушать от плодов древа познания добра и зла. Пост известен в Ветхом Завете – постился Моисей сорок дней на Синае перед получением заповедей от Бога, постились ниневитяне, подвигнутые к покаянию проповедью пророка Ионы, постился пророк Илия и многие другие ветхозаветные пророки и праведники. Новозаветный пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся сорок дней в Иудейской пустыне, и в подражание примеру святых апостолов.

Евангельские слова разъясняют нам смысл и значение христианского поста. Господь на вопрос к Нему иудеев, почему Его ученики не постятся подобно ученикам Иоанна Предтечи и фарисейским, ответил: «Могут ли по-ститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2, 19–20). Смысл этих слов не ограничивается лишь окончанием времени пребывания Христа во плоти со Своими учениками. Эти слова указывают и на некоторые духовные состояния, знакомые каждому, проходящему поприще борьбы с грехом, когда человек чувствует себя отчужденным от Спасителя своими страстями, вверженным уже здесь, на земле, в область тьмы, в область власти врага рода человеческого. И только пост, сопряженный с молитвой, является единственным средством избавления от подобных состояний, средством возвращения души ко Христу по слову Самого Спасителя: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Спасительными страданиями Христа и Его Светлым Воскресением всем нам дарована надежда и нашего воскресения для жизни вечной. Но чтобы надежда эта осуществилась, чтобы мы могли иметь возможность участия в вечной жизни с Воскресшим Христом, нам следует быть подражателями Христа в святости и чистоте жизни – следует «взять крест» и идти за Спасителем путем любви, самоотречения и самоотвержения. Кроме того, нам необходимо пройти и поприще борьбы с чувственной и греховной своей природой, и «победителями страстей явитися». Великий пост – святая Великая Четыредесятница, также как и прочие посты, как раз и дает нам возможность следования по этому спасительному пути. Святые отцы с древнейших времен обращали внимание христиан на необходимость, обязательность и важность постного подвига. Св. Игнатий Богоносец пишет: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову». Св. Амвросий Медиоланский убеждает: «Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу; это сотворил Он для спасения нашего, чтобы научить нас посту не словом только, но и примером». Блаженный Августин подчеркивает значение поста: «Удобно время Четыредесятницы, ни коротко для славословия, ни продолжительно для умилостивления. Свято и спасительно поприще Четыредесятницы, которым грешник приводится через покаяние к милосердию, а благочестивый к покою. Во дни ее преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется, благочестие награждается».

Итак, главным деланием христианина в дни поста является покаяние и милосердие. Одним из главнейших средств к покаянию, к изменению своей жизни, является усиленная и нерассеянная молитва, как церковная, так и домашняя. Церковь своим великопостным умилительным богослужением усиленно подвигает нас к покаянному деланию, представляя в своих обрядах, молитвословиях, песнопениях и чтениях все возможные побуждения к постному подвигу и добродетельной жизни. Также Церковь во время поста предлагает к нашему подражанию примеры великих подвижников, отличившихся на поприще поста и покаяния. Поэтому частое и деятельное участие в великопостном богослужении является необходимым условием преуспеяния в постном подвиге. Особенная же благодатная помощь подается постящемуся в Таинствах Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин.

Для преуспеяния в посте духовном, в покаянии важнейшим средством и орудием является пост телесный – воздержание в пище, обуздание телесных желаний и удовольствий. Ведь хорошо известно из поучений опытных подвижников, что многоядение, обильное насыщение разнообразными снедями отягчает как тело, так и душу, постепенно подчиняя ее плотским похотям. Следует, однако, при этом помнить, что телесный пост является лишь только средством в достижении духовного поста. Духовный же пост заключается в воздержании от страстей и грехов – гордости, зависти, злобы, вражды, клеветы, лжи, ненависти, лицемерия и прочих, им подобных. Именно такой пост Церковь называет истинным и нелицемерным.

Святость поста строго охраняется церковными правилами. Послабления в посте телесном допускаются только для больных, младенцев, престарелых, путешествующих, а также для беременных. Церковь запрещает во время поста совершение браков, неуместным считается участие в каких либо общественных зрелищах и развлечениях – во всем том, что мешает духовной сосредоточенности христианина.

Вместе с тем Церковь внушает, что пост – самое благоприятное и удобное время для совершения дел милосердия, которые являются ничем иным, как осуществлением христианской любви, заповеданной нам Христом Спасителем. В древние времена во время поста правители освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников. Христиане считали своей обязанностью помогать бедным, посещать больных и заключенных, примирять враждующих, раздавать милостыню. И мы, нынешние христиане, обязаны подражать в этом своим предшественникам, а пост – самое благоприятное для этого время.

Евангельское слово предостерегает нас от лицемерного поста. Христианину не следует выставлять напоказ свои постные подвиги и, тем более, кичиться и превозноситься ими, подобно евангельскому фарисею. Такое лицемерие происходит обычно тогда, когда человек, постясь телесно, забывает о посте духовном, и превращает средство – телесный пост, в главную цель своего мнимого подвижничества. Если человек лишь воздерживается от пищи и не заботится об очищении души, то он оказывается лжецом перед Богом и уподобляется злобным демонам, которые вообще ничего не едят. От такого лицемерного поста да избавит нас Господь Бог.

Протоиерей Михаил Беликов

По материалам православной прессы

Просмотры (74)

Комментарии (2)

  1. АЛЛА
    АЛЛА на | | Ответить

    Спаси и сохрани нас , Господи !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели