Троицкая, родительская

DSC_0132.jpg

В богослужебном календаре Православной Церкви нет «пустых дней»: каждый день недели посвящен воспоминаниям определенных событий, праздников, памяти святых. В субботу обычно совершается память всех усопших. Такое поминовение происходит именно в субботний день потому, что согласно древней заповеди Божией, данной еще пророку Моисею, день субботний — это день покоя, посвященный Богу. Поэтому этот день особенно подходит для молитвы об упокоении умерших со святыми.

Как говорит Священное Писание, «любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8), а значит, и после смерти тоже. Мы поминаем усопших, потому что знаем из учения Церкви, что находимся с ними в неразрывном единстве – не только через родство, но, в первую очередь, через принадлежность к Церкви Христовой, этому единому Богочеловеческому организму, оживотворяемому Кровью Христа и Святым Духом. Почившие ощущают и знают, когда мы молимся о них.

Поэтому естественно стремление каждого православного христианина молиться об усопших – не только о своих родных и близких, а и обо всех почивших православных христианах.

Но Троицкая родительская суббота выделяется из ряда всех суббот. Особенное поминовение всех почивших христиан установлено в субботу перед днем Святой Троицы – Пятидесятницей – потому что Святой Дух, сойдя и поселившись в Церкви, общине учеников Христа, завершил дело спасения людей (а через людей — и всего мира). Поэтому Церковь в этот светлый праздник – точнее накануне, в субботу, которая потому и называется родительской – молитвенно поминает всех своих почивших членов, сонаследников божественного дара спасения.

Ведь никто из нас не «самозародился» на этой земле: мы живем, наслаждаемся бытием, радуемся божественному откровению во Христе и наследуем дар Духа Святого, вводящий нас в Царство Божие, именно потому, что нас кто-то родил, кто-то родил наших родителей и их родителей, в свою очередь, тоже… И вот накануне светлейшего праздника в честь пришествия к нам Утешителя мы вспоминаем в молитве всех, кому мы обязаны тем, что можем вообще знать о Нем и принять Его.

Сошествие Духа Святого раскрыло нам тайну Святой Троицы, о которой поведал Христос; а все три Личности Святой Троицы находятся в непрестанной и неизъяснимой божественной любви. Именно по образу этой любви и этого высочайшего единения и устроена Богом Церковь, согласно словам Христа! И поэтому в канун праздника Троицы любовь, заповеданная Христом, особенно побуждает всех нас взглянуть с благодарностью и радостью друг на друга, вспомнить имена всех близких и дальних, временно разлученных с нами по плоти, помянуть и всех неизвестных нам, но родных во Христе людей; Церковь призывает нас утешиться подлинным духовным единством во Христе Иисусе, Господе нашем, благодатью Святого Духа по благоволению Бога Отца.

Великий русский иконописец и Божий угодник преподобный Андрей Рублев, удивительным образом сумевший выразить в красках эту тайну любви Троической, ухватил самую суть связи нашей жизни со святой тайной Бога-Троицы: образ написан был Андреем Рублевым, по его словам, затем, чтобы «взиранием на святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего». И канун Троицына дня – это день всечеловеческой любви друг ко другу, день прощения и примирения, и благодарной памяти.

Как провести этот день с пользой и радостью для себя и почивших?

Недостаточно просто прийти в храм и поставить свечку, даже подать записки. Это хорошо и необходимо, но этого мало. Совсем недостаточно пожертвовать какие-то материальные средства. Ведь, как говорит Священное Писание, Бог смотрит на сердце человека. Следует пожертвовать Богу свое время и внимание, свое сердце.

Нужно сделать самое главное, и, по сути, единственно важное: помянуть всех своих усопших за Божественной литургией, подготовиться к Святому Таинству Причастия и приступить к нему. Через Святую Чашу мы все становимся одним Телом во Христе, и самое важное поминовение, которого желают усопшие, – это именно наше соучастие в божественном Таинстве Причастия Тела и Крови Христовых.

Большое заблуждение – посещать в праздник Пятидесятницы кладбища, и тем более устраивать там застолья.

Вот что пишет об этом архимандрит Иоанн Крестьянкин, известный старец нашего времени: «Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них» («Опыт построения исповеди»).

Екатерина МАКАЛЕЦ,
катехизатор храма пророка Божия Илии в Черкизове

по материалам православной прессы

Просмотры (97)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели