ЧТО ТАКОЕ ВЕЛИКАЯ АГИАСМА И ЗАЧЕМ НАМ БОГ ЕЕ ПОДАРИЛ?

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Как уже неоднократно говорилось, праздник Крещения Господня неразрывно связан с праздником Рождества Христова. В древности это был один праздник. И только в IV столетии Рождество Христово выделилось в самостоятельный праздник. Главным подтверждением, что эти два праздника являются единым целым, является то, что у обоих есть практически «зеркальные» сочельники, а период между вышеупомянутыми праздниками называется Святки, которые сливаются словно бы в один святой день, который можно назвать по древнему названию этого общего праздника Богоявлением Господним.

Во-первых, Бог вошел в человеческую плоть, в человеческое естество, чтобы исцелить его в Себе и спасти человека. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов нам говорит: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:14).

Во-вторых, во время Крещения Господня миру впервые за много тысяч лет явилась Святая Троица. Бог Отец глаголал с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Бог Сын крестился от руки Иоанновой, Бог Дух Святой сошел в виде голубя на Спасителя.

По произошедшему евангельскому историческому событию праздник еще называется Крещением Господним. Но примечательно, что он имеет и еще одно название – Просвещение.
Почему?

Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос воплотился в человеческое естество, чтобы спасти человека, чтобы исцелить его от греха и вместе с ним исцелить и поврежденный грехом материальный мир, который напрямую зависел от согрешившего человека и потому повредился вместе с ним. Львы начали есть ягнят, а земля – производить терния и волчцы и пр.

И в празднике Богоявления Господня очень точно видно это исцеление Богом мира посредством воды и Духа. Бог входит в материю-воду, входит физически, биологически, конкретно исторически, временно и в то же время духовно и спасительно, и освящает материю-воду Собой.

Почему именно воду?

Вот как об этом замечательно пишет святитель Кирилл Иерусалимский: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, ‟с того времени”, то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: ‟покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное” (Мф. 4:17)».

Своей благой волей и далее во времени посредством священнослужителей Церкви Христос сотворяет из воды некую субстанцию духовно-материальную, которая в богослужебной практике получает название «Великая агиасма» (в переводе с греческого языка – «Великая святыня»). Это делается для того, чтобы посредством Великой агиасмы просвещался и освящался весь мир. Вот почему этот праздник называется еще Просвещение. Потому что посредством крещенской воды Бог очищает нас и мир от греха, от страстей от всякой скверны. Везде, где только был погружен крест – в купель, в водосвятную чашу, в океан, море, реку, озеро – происходит освящение водное. И потом посредством Божьей воли через священнослужителей и вообще верующих людей, посредством естественного тока воды происходят просвещение, очищение, освящение мира.

Силой Божьей и любовью Божьей мир снова становится раем! Лишь бы только мы не воспринимали святую воду в отрыве от Христа. Бог пришел с Неба нас спасти и на Небо возвести. И главизна Великой агиасмы, её духовное «атомарное ядро» – то, что Господь посредством священнического креста вошел в воду и освятил ее Собой.

Поэтому в день Крещения Господня объединимся не вокруг прорубей, бань и шашлыков, а вокруг храмов Божиих, где любящий Господь освящает нас своей Великой агиасмой: Телом и Кровью Христовыми и крещенской водой, которая, являясь сияющими каплями Божественного света, изгоняет из мира тьму, освящая всех нас.

Слава, Господи, Святому Богоявлению Твоему!

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (292)

Комментарии (4)

  1. Елена
    Елена на | | Ответить

    Спасибо большое очень интересно

  2. Петр
    Петр на | | Ответить

    Мой друг, Петр, перед вкушением просфоры и Крещенской воды, которую он брал на целый год в Праздник, читал такую молитву — ГОСПОДИ, БОЖЕ МОЙ! ДА БУДЕТ, ДАР ТВОЙ, СВЯТАЯ ВОДА И СВЯТАЯ ПРОСФОРА, АГИАСМА, ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ МОИХ! ПРОСВЕЩЕНИЕ УМА МОЕГО, ВО ЗДРАВИЕ ДУШИ И ТЕЛА МОЕГО, ВО УКРЕПЛЕНИЕ ДУШЕВНЫХ И ТЕЛЕСНЫХ СИЛ МОИХ, ВО ОСТАВЛЕНИЕ НЕМОЩЕЙ МОИХ! ПО БЕСПРЕДЕЛЬНОМУ МИЛОСЕРДИЮ ТВОЕМУ, МОЛИТВАМИ ПРЕЧИСТОЙ ТВОЕЙ МАТЕРИ И ВСЕХ СВЯТЫХ ТВОИХ АМИНЬ! Какая в нем Вера была! Огонь! Утром встанет и будит меня на утреннее правило, а после правила, Акафист читает! А вечером ещё канон Ангелу Хранителю, читает! Всё в монахи готовился, жаль, что он плохо понимал, что человеческая злоба, ненависть к правде, не оставят его в покое!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели