КАКИЕ ОШИБКИ МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ ПРИХОЖАНИН ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ?

 

Рассуждает протоиерей Андрей Чиженко.

Часто человек воспринимает священника как некое неотмирное существо, как явление другого мира. Я думаю, почти все батюшки с этим сталкивались. Помню, как одна женщина увидела меня на улице в подряснике и с наперсным крестом. Она удивленно-пораженно замерла, как будто кто-то к ней с неба спустился, а потом так же удивленно перекрестилась. Особенно это необычное восприятие бывает у детей во время причастия, Таинства Крещения и т. д. Но и у взрослых тоже. Все мы, батюшки, знаем, каково идти на улице в подряснике. Ты не просто объект внимания, ты – центр внимания везде: в автомобиле, метро, магазине, на улице.

Помню смешной случай со мной. У меня заглохла машина, моя старенькая «Волга», а я спешил на всенощное бдение в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы в храм накануне его престольного праздника. Остановился автомобиль полицейского патруля. Мы откатили «Волгу» на ближайшую стоянку. А правоохранители меня на своей машине подвезли прямо к храму. Ехали около пяти километров по городскому проспекту, по средней полосе. Помню очень удивленные лица, смотревшие на нас, с соседних автомобилей. Патруль, молодые парень и девушка в форме, сидели на передних сиденьях, а я в подряснике и с сумкой с облачением разместился сзади. Люди из машин заглядывали ко мне в окно. Вывод напрашивался сам: «Полиция арестовала батюшку»! Очень было смешно. Меня эти молодые полицейские очень порадовали, подвезли прямо к храму, были вежливы, просили помолиться и даже вроде бы взяли благословение.

И в храме это удивление и, конечно, благоговение перед священником растет. И это очень хорошо. Но мне кажется, что здесь есть также искажение, которое, конечно, хотелось бы выправить, если удастся.

Думается, что человек, пришедший в храм на исповедь, на причастие, похороны, крестины, молебен, думает, что батюшка только его и ждал, что батюшка – это святой, сошедший с Неба человек, ангел во плоти, который только стоит и ждет, и думает, как бы ему вот сейчас мне – Коле, Степе, Васе, Наташе – отслужить молебен или со мной поговорить.

И когда батюшка задерживается, или, как покажется прихожанину, скажет резкое слово, или быстро отслужит молебен, а не медленно и с чувством, как хотелось бы ему, человек начинает гневаться. А если ему позволит гордыня, то он и вовсе разочаровывается в священниках как таковых. Мол, я пришел к ангелу, а он мне не угодил. Не оказался таким «небесным», как я думал.

Есть хорошая поговорка: «Не разочаровывается тот, кто не очаровывается».

Итак, что же нужно понимать, чтобы не разочароваться в священнослужителе?

1. Не воспринимать каждого священника как святого или ангела, который только что спустился с Неба. Интересный момент: каждый ныне здравствующий священнослужитель не святой, а освященный. Вспомним преподобного Савву Освященного – великого учителя монашеской аскетической жизни. В его время монахи и даже игумены редко принимали сан священнослужителя. Патриарх Иерусалимский Саллюстий рукоположил святого Савву во иеромонаха. Отсюда и его прозвище «освященный». Т. е. он был освящен в Таинстве Хиротонии. Как и каждый священнослужитель является освященным.

Что же такое Таинство Хиротонии (Священства)? Православный катехизис святителя Филарета (Дроздова) дает следующее объяснение: «Священство есть Таинство, в котором правильно избранного кандидата Святой Дух посредством епископского рукоположения поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово». Т. е. мужчина в Таинстве Священства получает определенные Дары Святого Духа для того, чтобы служить Церкви. И эти Дары его освящают. Не сам он становится святым по жизни, но его освящает Божья благодать, которая действует через него. Это нужно понять.

Поэтому в священнике присутствует некая двойственность – Божественная благодать, которая действует в священнике, и его собственная личность со страстями и взлетами, добродетелями и пороками. Эта благодать священства и в то же время бремя, крест священства всегда очень сильно ощущаются. Это одновременно и дар, и груз, и великая святыня, и великое бремя, ноша, которую всю жизнь должен нести священнослужитель. И за которую он даст ответ перед Богом.

И довольно часто за этой великой благодатью есть великие искушения. Потому что дьявол пытается атаковать священника, бороться с ним и столкнуть его с избранного пути. Ведь падение священнослужителя – это соблазн для многих. Тень на Церковь, с Которою так яростно воюет диавол.

И путь священника – это еще и великий бой, великое сражение за свою душу и за души многих пасомых.

2. Нужно понять, что священник – это тоже человек. А значит, он живет. Как говорил древнегреческий философ Гераклит: панта рей – всё течет, всё меняется. И личность священника тоже. Жизнь священнослужителя – это не какой-то застывший кусок бронзы или гранита. Нет. Это жизнь со всеми ее взлетами и падениями, сомнениями и пламенной верою, грехами и добродетелями, и борьбой.

Поэтому, когда подходите к священнику, нужно учитывать, что это тоже человек. Ему тоже может быть хорошо или плохо. У него тоже болеют дети, ноет зуб. У него тоже есть жена. Тоже он испытывает финансовые трудности. Наконец, ему тоже может быть просто плохо.

Например, один из самых тяжелых периодов для священнического служения – это лето (особенно когда у тебя есть лишние килограммы). Подрясник, подризник, фелонь. И сорокоградусная жара. Попробуй постой так два часа Литургии!

Поэтому пожалейте своих священнослужителей. Не только требуйте от священников милосердия, но и будьте милосердны к нам. Будьте к нам нежны. Мы не автоматы и не роботы. Мы тоже живые люди. И у нас к друг другу должна быть взаимная любовь. Мы спасаемся друг другом.

Вспомним, что Богочеловеку Христу помогал нести крест Симон Киринеянин. Нести крест наш общий, нести нашу Церковь и жить в Ней – наша общая задача. И давайте будем относиться друг к другу с нежностью и поддерживать друг друга, понимая, что все мы, и священники, и миряне, идем с Божьей помощью тернистым путем ко спасению. Будем внимательны друг к другу. Поддержим друг друга за локоть. И подставим друг другу не ногу, а плечо.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (144)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели