МИТР. АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ): КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОСКОРБЛЕНИЯ

Сейчас, когда Церковь переживает вместе со своим народом тяготы и горести войны, положение усугубляется еще и преследованиями, которые всё больше напоминают систематические гонения. 

Помимо захватов церквей, обысков, угроз и различных санкций, верующие ‒ как духовенство, так и миряне ‒ подвергаются изощренным унижениям и оскорблениям. Как к этому относиться?

Если речь идет об оскорблении нас лично, мы должны принять это со смирением и кротостью. Хотя в наше время это и не считается нормальным. Напротив, сейчас во всем мире принято обижаться и оскорбляться по всякому поводу, часто совершенно надуманному, выжимая из случившегося максимум выгоды. Разумеется, это не христианская реакция.

Как правильно реагировать, нам служит пример Самого Господа, когда первосвященники и фарисеи клеветали на Него перед Пилатом:

«И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился» (Мк 15:3–5).

Конечно, ни одна душа человеческая не может внутренне хоть немного не возмутиться, когда на нее изливают безумные и нелепые измышления. Само сердце протестует против неправоты и несправедливости. Но какова бы ни была несправедливость, и её нужно стерпеть, как любые другие испытания, ниспосланные нам свыше.

«При встрече клеветы, оскорблений и нападок не обращай внимания на то, сколь неправы причинившие их тебе, а на том одном установись вниманием, что Бог для твоего блага попустил тебе это встретить и что ты этого блага себя лишишь, если допустишь нетерпеливость, раздражение и гневливость по этому случаю» ‒ говорит по этому случаю прп. Никодим Святогорец.

Или, как писал прп. Феодор Студит, сам перенесший множество гонений от еретиков: «Поношение и посрамление падают на того, кто изрыгает их, а кто бесстрастно принимает их, тому принадлежит победа».

Но совсем иная ситуация, когда оскорбление и клевета изливается на саму Церковь Христову и Самого Триипостасного Бога. И вот здесь уже мы не можем молчать. Мы должны, насколько это возможно, защитить Церковь ‒ тело Христово от поругания клеветников. И для этого в любом правовом государстве, если оно себя таковым считает, есть все законные средства, каковыми мы вправе воспользоваться. Тем более когда злоба и враждебность клеветников нарушают законодательство этого самого государства.

Однако и в этом случае наше вполне обоснованное и праведное возмущение не должно быть осквернено злобой. Давайте всмотримся в личности тех, кто сейчас поносит Церковь и её служителей. Они воистину заслуживают жалости. Тем более что многие из них, упражняясь в безумном «остроумии», на самом деле не говорят от собственного сердца, а просто выполняют заказ. К сожалению, нынче множество людей говорят не то, что думают, а то, за что платят. И тем печальнее их путь. Ведь все мы знаем участь нераскаявшихся хулителей и осквернителей святынь.

И потому очень важно не пойти на поводу у чувств, пусть и справедливых, и, насколько это возможно, с Божьей помощью, помолиться об этих несчастных людях, об их вразумлении и покаянии. Хорошо об этом сказал свт. Иоанн Златоуст, также перенесший клевету и гонения: «Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона и весь свой гнев излей на этого последнего, а того, кто возбуждается им, даже пожалей».

Записала Наталья Горошкова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели