ОПАСНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

Святочные гаданияЕлена Гулидова Эта история произошла 20 лет назад. Сегодня она кажется глупой, смешной и даже абсурдной, но тогда все было иначе. Думаю, многие помнят 90-е годы, когда по телевизору выступали астрологи, целители, экстрасенсы. Они рассказывали об НЛО, гороскопах, предсказывали будущее. Многие тогда увлекались гороскопами, верили в приметы и читали соответствующую литературу. Особенно это занимало подростков. Помню, в кругу моих подруг востребованной была книга «Святочные гадания». До сих пор не знаю, кто был ее «счастливой» обладательницей, но помню, как мы поочередно читали эту книгу по ночам, что-то выписывали и с нетерпением ждали Рождества, чтобы на практике осуществить ее рекомендации.

В то время Рождество ассоциировалось у нас исключительно со святочными гаданиями. Церковь в нашем городе тогда только начинала возрождаться после времен коммунизма, но мало кто понимал, для чего она нужна. В Бога верили единицы, а вот разным гаданиям… В святочную неделю на улицах можно было увидеть девушек, поочередно обнимающих изгородь, а проходя мимо многоэтажек, — поймать женскую туфлю, вылетевшую из окна какой-нибудь квартиры. Ребята, зная, чем занимаются девчонки в святочные вечера, сознательно выходили в это время на улицу, чтобы повеселиться. Вот видят: идет навстречу девушка, держа перед собой ложку (это тоже такое гадание есть), и уже готовятся ответить ей, зная, что она сейчас у кого-нибудь из них имя спрашивать будет. Дойдя до ребят, девушка действительно спрашивает имя, а они хором отвечают что-нибудь неблагозвучное или смешное — и хохочут, а она потом долго переживает.

Обычно первые дни святочной недели приходились на период школьных каникул, поэтому после них в школе нередко можно было услышать о том, как девочки обсуждают друг с другом результаты святочных гаданий. Но мало у кого что-то получалось. Некоторые гадания были очень страшными, как, например, гадание с зеркалами, некоторые требовали определенной атрибутики, найти которую в городе не представлялось возможным, а некоторые описывались не совсем понятно. И когда что-то не получалось, девочки утешали себя тем, что в следующем году будет лучше. Но однажды случилось невероятное.

Незадолго до Нового года подружки сообщили мне, что нашли простое, но надежное гадание. Оно не требовало никакой атрибутики, нужно было соблюсти лишь одно нехитрое правило — уснуть до полуночи со словами: «Суженый, ряженый, явись мне во сне!», чтобы уже в полночь увидеть его во сне. Поскольку мои подружки не учились со мной в одном классе, и на каникулах мы не виделись, я вскоре забыла об этом, и у меня рождественская ночь прошла, как обычно.

Но когда я пришла в школу, после первого же урока ко мне подошла Лариса из старших классов и взволнованно сказала: — Варька наша тяжело заболела. Собираемся пойти к ней сегодня. Ты идешь?

Я кивнула. Вопросы были неуместны: Варя имела проблемы с сердцем, была освобождена от уроков физкультуры и часто пропускала занятия в школе. После уроков мы встретились с Ларисой у выхода из школы и отправились к Варе. По дороге она спросила: — А ты кого видела в рождественскую ночь?

— Я не спала, — ответила я. — Ко мне внезапно пришло вдохновение, и я написала еще один рассказ.

— Мне кажется, оно от тебя никогда не уходит, — проворчала Лариса. — Сколько можно писать? Подумать только — на каникулах!

Вскоре к нам примкнули Вера и Алла из соседней школы, и мы пошли все вместе. На Варю было больно смотреть: она лежала в окружении баночек с лекарствами, по щекам текли слезы, из-за которых она еле-еле могла говорить. А причиной такого состояния, как рассказала нам ее мама, стало святочное гадание.

На зимних каникулах Варя гостила в деревне у бабушки и там за компанию с местными девочками решила погадать накануне Рождества. Они собрались в доме Вариной бабушки, в коридоре поставили зеркало, чашку с водой и миску с зерном, а в полночь стали поочередно приносить из курятника сонных кур и смотреть, куда чья пойдет: если к зерну — муж работящий будет, если к зеркалу — хвастливый, а если к воде — пьяница. И вот курица, которую принесла Варя, подошла к воде и то ли от жажды, то ли от испуга сделала несколько глотков. У девочки началась истерика. Назавтра она приехала домой и все рассказала маме. Та огорчилась еще больше. А у Вари — больное сердце, для нее даже малейшее волнение опасно.

— Наверное, на нашей семье порча, — рассказав нам обо всем, добавила Варина мама. — Мой отец пил, с мужем разошлись из-за того же, и Варьке такая же судьба светит.

— Наверное, на нашей семье порча, — рассказав нам обо всем, добавила Варина мама. — Мой отец пил, с мужем разошлись из-за того же, и Варьке такая же судьба светит.

— Тетя Галя, не расстраивайтесь. Все эти гадания — полная ерунда. Вот, например, то, что я видела во сне, загадав о суженом-ряженом, никак не может быть правдой. Я видела летчика, самолеты, аэропорт… Лица не видела, он как-то далековато был, но по форме понятно, что летчик. Ну, это даже смешно! Летчики в наш город не залетают, сама я на самолете никогда не летала — у нашей семьи на это денег нет и не будет, сами знаете. Такой сон мог присниться когда угодно.

— Ты не права, — возразила Лариса, — ты вот лица не видела, а я своего хорошо разглядела: он очень красивый, и когда мы встретимся, я его обязательно узнаю. Думаю, что он будет знаменитым певцом или актером, потому что с такой внешностью вряд ли можно быть простым рабочим…

В это время зазвонил телефон, и Варина мама, утерев слезы, вышла из комнаты. Звонила мама Веры, которую дочь не предупредила, что будет у подруги. Поговорив по телефону, Вера стала собираться домой. Когда она ушла, Варина мама сказала:

— Вот, девочки, видите, как жизнь несправедлива. Что вот в ней, в Верке-то? Ничего. Семья у них бестолковая… и летчик! Чем она все это заслужила? Чем Варька моя хуже?

— Ой, а я вот такую глупость сделала, — похоже, решив разрядить обстановку, к разговору присоединилась Алла. — Моя мама в Рождество спросила, кого я во сне видела, а я, не сообразив спросонья, рассказала все как есть: что деревню нашу видела, мальчиков знакомых. Так такой скандал был: и «к бабушке больше ни ногой», и «чуяло мое сердце, этим все закончится», и «нечего больше с этой малышней водиться». Даже не знаю, что теперь будет.

Алла во все это не очень верила, а вот Ларису сон Веры впечатлил.

— Вот повезло-то как нашей Верке! — сказала она, когда мы шли домой. — Вот уж денег у кого будет! Это ж сколько летчики зарабатывают! А ведь тетя Галя правду сказала: что в этой Верке такого? За какие заслуги все это ей?

По возвращении домой Лариса рассказала о Верином сне сестрам, они — своим подругам, те — своим. И уже через несколько дней чуть ли не весь город знал о том, какая счастливая судьба ожидает Веру. Ей стали завидовать, многие девочки даже прекратили с ней общаться, некоторые пытались как-то насолить ей. Она, хоть сначала и не верила своему сну, под воздействием всего происходящего тоже начала верить и возгордилась: учебу забросила, стала грубить учителям. Лариса же, желая найти следы своего суженого как можно раньше, каждый день приходила в библиотеку, изучала журналы и книги о звездах эстрады, кино, театра всех стран мира (у нас тогда Интернета и компьютеров не было). Ее не волновало то, что надо делать уроки, готовиться к контрольным… А многие не понимали, почему девочка, проводящая столько времени в библиотеке, съехала на двойки. Варя же потеряла всякий интерес не только к учебе, но и к жизни вообще, временами ее даже посещали мысли о суициде. Алла во избежание проблем с мамой стала реже навещать бабушку, но потом все как-то улеглось.

Вскоре в нашем городе открылась церковь, у молодежи появились другие интересы. И вот прошло 20 лет. Вера окончила вуз, вышла замуж, родила двоих детей. Ее муж долгое время был безработным, потом устроился на завод. К авиации он не имеет никакого отношения, более того, у него аэрофобия, поэтому самолетом Вера путешествует либо одна, либо с детьми. Никаких летчиков в ее жизни не было, она и думать о них перестала, когда школу окончила.

Алла выбрала медицинскую профессию, с будущим мужем училась в одном вузе. Сейчас она живет в Москве и к увиденной тогда во сне деревне никакого отношения не имеет. У Ларисы с Варварой ситуация похуже. Лариса до сих пор ищет того красавца, тратя на поиски немало времени и денег. Не раз ей встречались достойные мужчины, предлагавшие руку и сердце, но… сон останавливал. Ларисе до сих пор кажется, что вот выйдет она за кого-нибудь из них, а тот красавец потом — раз, и появится. И что тогда? Но, пожалуй, только Господу известно, существует ли он вообще.

У Варвары после того гадания в душе поселилось чувство страха, которое потом переросло в комплекс. Все Варины знакомства с представителями противоположного пола заканчиваются в тот же день: она никому не верит и в каждом мужчине видит прежде всего алкоголика. Уже долгое время девушка посещает психотерапевта, но пока безрезультатно.

Почему же эта история вспомнилась мне именно в этом году? А потому, что в один из святочных вечеров, которые были не так давно, гуляя по родному городу, я вдруг увидела двух девочек, медленно идущих мне навстречу, держа перед собой ложки (Суть гадания с ложками: вечером надо сварить кисель или кашу, зачерпнуть ложкой и со словами «суженый-ряженый, иди мне навстречу» выйти на улицу и идти до тех пор, пока кто-нибудь не встретится. Потом у первого встречного нужно спросить его имя: если это мужчина — это будет имя мужа, а если женщина — имя свекрови. Идти нужно так, чтобы содержимое ложки по пути не растерялось, но это, правда, не у всех получается.).

Увидев этих девочек, я до последнего не верила, что это именно то, о чем мне сразу подумалось. Когда они приблизились, я замедлила шаг и услышала, как они спорят, кто из них будет спрашивать у меня мое имя. Но я прервала их спор, сказав: «Здравствуйте, девочки! Что это вы делаете одни в такое время на улице? Вы, наверное, потерялись?» — «Нет, не потерялись, — возразила одна из них. — Мы просто гадаем». И в подробностях рассказала, что это за гадание. На вопрос, кто им о нем рассказал, другая девочка с гордым видом ответила: «Нашли в Ин-тэл-нэ-те». И тут я рассказала им историю из своего детства, которая описана выше. Думала, вместе посмеемся, но девочки вдруг… заплакали. Оказалось, они столько всяких гаданий в Интернете изучили, так ждали этого дня, чтобы узнать будущее, а я своей историей все испортила.

Тогда я спросила их, почему они решили сделать это именно сейчас, что им известно о Рождестве и Святках, и оказалось, что сознание этих детишек замутнено информацией с сомнительных сайтов, и ни о каких христианских праздниках они толком ничего не знают. Спросила, где живут, оказалось, они проделали долгий путь, желая узнать имена своих суженых-ряженых. Поинтересовалась их возрастом: одной — 9 лет, второй — 11. «Родители вас уже наверняка обыскались», — сказала им я, решив проводить их до дома. «Не, — бесстрашно ответила старшая. — Они даже не заметят ничего: мама в одной комнате за компьютером, папа — в другой, а мы в третьей были. Сейчас придем, и ничего не поменяется». И действительно. Когда мы пришли, нас никто не встретил. Девочки своими ключами открыли дверь и вместе со мной вошли в свою комнату. По интерьеру было видно, что семья вполне благополучная, но дети, похоже, предоставлены сами себе.

По пути я рассказывала девочкам о нашем сайте, о том, что на нем можно найти много историй о том, как по молитвам Господу в жизни людей происходили разного рода чудеса, и не только в период Святок, но и в разное время года. Это их заинтересовало, и они попросили показать, как им найти наш сайт на своем компьютере, а мне показали тот, на котором изучали святочные гадания, сказав, что больше посещать его не будут. На нашем сайте их больше всего заинтересовала рубрика «Детские проекты». «А это кто? А что это значит? А где это они?» — наперебой стали спрашивать девочки. Я, как могла, отвечала на их вопросы, но с каждой минутой этих вопросов становилось больше. Находиться в чужой квартире, не поприветствовав хозяев, было неудобно, и я предложила девочкам позвать родителей, но моя просьба их огорчила: если родители узнают, что они гуляли одни по темной улице, а потом еще открыли дверь чужому человеку, то накажут их. Понимая это, я сказала, что мне пора, и, попрощавшись, ушла.

По пути домой думала о парадоксах человеческого поведения: нет времени, чтобы учить уроки, но есть время на изучение гаданий в Интернете; страшно без родителей прийти в незнакомое место, но не страшно одним гулять по темной улице; неудобно прилюдно перекреститься, но удобно выйти на улицу с ложкой и при этом еще что-то спрашивать у первого встречного; лень выходить в мороз в ближайший магазин по маминой просьбе, но не лень в еще больший мороз выходить из дома ради какого-то гадания; есть сомнения в том, что Бог может помочь, но нет сомнений в гаданиях… Хочется верить, что эти девочки вовремя поймут, что есть добро, а что есть зло, и не станут жертвами столь опасного увлечения, как гадание.

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Просмотры (33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели