КАКИЕ ДУХОВНЫЕ ПОДВИГИ ВОЗМОЖНЫ В НАШЕ ВРЕМЯ?

Рассуждает протоиерей Владимир Пучков.

Сейчас принято говорить, что современное христианство оскудело подвигами. С одной стороны, оно вроде и так: в основной массе мы без малейшего зазрения совести живём жизнью обычных людей, пребывая если не в нерадении, то в расслабленности. Но в то же время было ли когда-то так, что простые христиане, не монахи, проводили жизнь в сугубой строгости и аскетических подвигах? Боюсь, что даже очень скрупулёзный поиск такого периода в истории Церкви едва ли увенчается успехом. Напротив, в житиях и патериках мы встречаем примеры того, как весьма строгие, достигшие святости старцы-монахи посылались Богом для назидания к семейным домохозяйкам и сапожникам, чтобы поучиться добродетели у простых мирян, живущих обычной жизнью. Даже сама мысль о том, что мирянам для спасения необходимо быть такими же строгими аскетами, как монахи, однажды зародившись в монашеской среде, так и не нашла в Церкви ни одобрения, ни даже понимания. Единственный факт, выбивающийся из общей картины – небольшой период времени, когда практика умной молитвы была настолько популярна в Церкви, что распространилась даже среди мирян. Однако и это не столько подтверждение того, что миряне в XII веке были строгими подвижниками, сколько свидетельство о том, что в ту пору умное делание не считалось сугубо монашеской практикой. Из всего сказанного закономерно вытекает вопрос: в чём же должен состоять подвиг христианина, живущего в миру, который, с одной стороны, не может практиковать строгий монашеский аскетизм, а с другой, не должен впадать в нерадение и расслабление?

Начнём с очевидного: Бог не перестаёт создавать нам условия для спасения ни на минуту. Возьмём любой свой день и разберём его на ситуации, встречи, происшествия и случаи. Если сделать это внимательно и вдумчиво, несложно заметить, что почти все они так или иначе подталкивают нас к одному из двух действий: сделать доброе или воспротивиться возможности сделать злое. Бог промышляет о нас каждое мгновение нашей жизни, и ситуации,  посылаемые или попускаемые Им, при правильной их оценке нами и правильном поведении в них, приносят пользу нашей душе. Это очень просто. Правда, просто об этом писать или говорить, в жизни же с этим принципом неразрывно связана закономерность: душевная польза редко достигается без преодоления себя. Как правило, любое доброе дело даётся нам ценой усилий. Вот хотя бы обычное утреннее правило в рабочий день. Чтобы прочитать его так, как полагается: благоговейно, внимательно, не торопясь, стоя у икон, а не впопыхах пробубнить наизусть в процессе приготовления завтрака, прослушать в машине или пробежать глазами, сидя в троллейбусе, нужно около 15 минут свободного времени. Отрывать их, как правило, приходится от сна. А спит, как известно, среднестатистический работающий человек почти всегда меньше, чем требует организм, проще говоря – недосыпает. Вот и попробуй день за днём вставать на 15 минут раньше, когда и без того в первые мгновения бодрствования хочется будильником в стену запустить. Или, например, работа. Она попросту открывает перед нами простор для всевозможных добрых дел, на которые, правда, себя нужно регулярно понуждать. У некоторых есть такие сотрудники, которые постоянно просят помощи. А помимо сотрудников есть целый ворох благонамеренных причин, чтобы в этой помощи отказать. От «ты так ничему не научишься» до «я не обязан» и «ты тоже зарплату получаешь». У тех, кто ходит под начальством, есть прекрасная возможность проявлять исполнительность, хотя опыт работы позволяет без последствий сачковать, а опыт жизни – не краснеть при этом. Работающие с клиентами весь рабочий день могут упражняться в вежливости и терпении. Для руководителей и вовсе целый арсенал добрых качеств существует – от справедливости до великодушия. После работы мы оказываемся дома, а семейная жизнь, вне всякого сомнения, является просто-таки школой добродетели. Например, пришедший с работы муж может разделить домашние хлопоты с не менее уставшей женой, а мать в минуты отдыха уделить внимание детям, понимая, что незначительные, с точки зрения взрослых, детские проблемы, будучи неозвученными и нерешёнными, могут вылиться в маленькие и даже большие трагедии.

Также и противление злу требует от человека напряжения сил. Конечно, никому из нас, церковных и верующих, лукавый не предложит убийства, воровства или блуда. Но разве сохранять спокойствие на дороге, когда вечно кто-то норовит как не подрезать, так выскочить перед носом, нарушая правила, не стоит усилий? Или перед желанием сказать пару ласковых хаму, прошедшемуся по ногам в трамвае, легко устоять? А чего стоит не отвлекаться в рабочее время на соцсети, не доказывать начальнику свою правоту, не вступать в перебранки со склочными коллегами, не проявлять высокомерия по отношению к неумёхам и новичкам? А сколько стойкости нужно, чтобы дома не выплеснуть на голову мужа накопленный за день негатив? Или не кричать, до звона стёкол в окнах, на детей, делающих домашнее задание третий час кряду?

Вот они, простые и вместе с тем трудновыполнимые ежедневные добродетели. И кто скажет, что ежедневные усилия, направляемые на  принуждение себя к повседневному добру и сопротивление обыденному злу, не подвиг? Ещё какой подвиг! Только подвиг малозаметный, будничный и рутинный. И при этом – необходимый и спасительный. А самое главное в этом подвиге – постоянство. Постоянство в понуждении себя, постоянство в приложении усилий, постоянство в стремлении к спасению и использовании для этого каждой жизненной ситуации, посылаемой или попускаемой Богом.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (138)

Комментарии (6)

  1. Татьяна
    Татьяна на | | Ответить

    Всё правильно.

  2. АЛЛА
    АЛЛА на | | Ответить

    ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО !

  3. Петр
    Петр на | | Ответить

    О каких духовных подвигах, вы ведете разговор, если вы их не просите у Господа!Извините, но у нас порой, нет ни времени , ни сил, вычитывать утреннее и вечернее правило! А нас тянет на какие то “дела”? Это всё от лукавого! Господь даст вам в Своё время и силы и возможности, совершить дела угодные Ему! Не нужно торопить событие и время! У каждого свой час для подвига! У мирян есть три условия для Спасения — МОЛЧАНИЕ ЯЗЫКА, ЧИСТОТА ТЕЛА И ПРАВОВАЯ ВЕРА! Вот три подвига, которые спасают человека живущего в миру! Без помощи Божией, мы не сможем ничего этого исполнить! Мы всё время стараемся подойти ко Спасению, через своё — Я! Кто вам отпустит грехи, очистит вашу совесть в таинстве исповеди, если не священник? А имеем ли мы ревность ходить в храм? Извините, но такой ревности у нас нет, мы ходим от случая к случаю! А почему мы не просим эту ревность у Господа? Почему мы не просим Господа, причастить нас? Вспомнить все грехи на исповеди, которые мы тут же забыли! Извините, но мы духовно не только “бедные” но и малограмотные! Мы всегда и во всем ищем оправдания! Вот мы видим нищего, который в слезах просит милостыню — “Дайте ради Христа, хотя бы на хлеб!” Но наш помысел говорит — “У него денег больше, чем у тебя в кармане, не верь ему!” Вот так, мы каждый день, расчищаем себе дорогу ко СПАСЕНИЮ! ТОЛЬКО СПАСЕНИЕ ОТ РАЯ, ОТ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО! Господи помилуй нас грешных!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели